Заложники — рецензия на фильм и факты, 2017

Что на самом деле побудило зятя Никиты Михалкова снять фильм про нужды и чаяния террористов, мы не знаем, но одно можно сказать точно: по части самопиара фильм удался — его хвалят хвалюшки и ругают ругашки. За дело ли?

Когда дело выгорело

Только за 1983 год в СССР было совершено четыре попытки угона самолетов. В январе на Ту-154 (Ашхабад-Ереван) обезвредили террориста с бомбой, в мае угнанный Ан-2 приземлился в Швеции, в июле подстрелили двух захватчиков Ту-134 (Москва-Таллин).

Захват Ту-134 в Тбилиси стал в том году четвертым и самым кровавым. Конечно же, история не получила огласки в советских СМИ, а годами позже дело так и вовсе выгорело — материалы уголовного дела сгорели вместе с архивами КГБ Грузинской ССР.

Будучи табуированной темой, эта история обросла слухами и легендами. Поговаривали, что бойцы «Альфы» видели в салоне окровавленного трехмесячного ребенка, подвешенного за ногу, будто бы потом жену террориста насиловали в камере и сделали принудительный аборт. Жуть да и только.

Те источники, что с большой натяжкой можно назвать официальными, тоже грешат небылицами и противоречиями. Так, например, в трех разных источниках террористы то ведут переговоры с родителями, то отказываются от переговоров, то вдруг сами родители едином порыве отказываются от переговоров со шпаной. Как видно, народная молва поработала и здесь.

В любом случае, полной правды мы никогда не узнаем. Известно лишь то, что самолет пытались угнать отпрыски влиятельных родителей. В просторечии — мажоры. Из того, что есть в открытом доступе, можно сделать вывод, что мажорам просто не повезло: они собирались лететь в пустом Як-40, но «Аэрофлот» объединил два рейса, подогнав Ту-134 с паксами на Киев и Ленинград, а затем из-за погоды самолет был вынужден вернуться в Тбилиси, что только усилило панику среди угонщиков.

Оправдать терроризм

Фильм начинается как добротный психотриллер с размеренным движением к катастрофе. Мы видим обычных, даже симпатичных ребят, которые хоть и замышляют что-то недоброе, но ведут себя адекватно. Прекрасно зная, чем всё закончится, мы пытаемся разобраться в их мотивах, но, кроме юношеской глупости, ничего не находим. И вот мы уже на борту самолета, и нас пронизывает весь ужас ситуации, когда точка невозврата пройдена и назад пути нет.

Моменты до штурма сняты вполне достоверно. Да, по самолету на ВПП действительно стреляли (когда выпрыгнул солдат, его приняли за террориста), и даже драматическое самоубийство на борту было. В общем, всё это похвально, но в фильме не показан ни сам штурм, ни его томительное ожидание — то есть то время, в течение которого мажоры вели переговоры и издевались над пассажирами.

Видимо, такие моменты режиссер счел спорными и решил не включать в картину. Час возни с перестрелкой на борту — ОК, а 12 часов на земле — давайте эпизодически посидим с грустными рожами и почитаем Библию!

Кстати, сценка с Библией была, но совсем не такой, как в фильме. Когда к террористам вышел прокурор, он начал зачитывать список статей УК, по которым их будут судить. Как говорили очевидцы, это звучало, как проповедь. Вот такой вот суровый юмор, перевернутый в сценарии с ног на голову.

А дальше начинается давление на жалость. Что ж вы попика расстреляли, ведь его в самолете не было, да и срок обещали скостить! Хотя бы могилки родителям могли показать!.. Тот самый уютный Совок с отутюженными красными галстуками и зелеными бутылками шампанского, столь бережно воссозданный в начале фильма, показал свои кровавые жернова.

И в этот момент неискушенный зритель должен понять, от чего пытались бежать эти славные мажористые ребята, у которых всё было. Хотя прямой наводки на такие мысли нет. Режиссер выбрал удобную тактику, оставив все рассуждения за гранью добра и зла — пусть каждый видит то, что видит.

Стоит ли удивляться, что одни углядели в фильме оправдание терроризма, а другие довольствовались умеренной трактовкой: ребята стали заложниками не людоедского режима, а собственной глупости.

Но глупостью можно оправдать решительно всё. Даже само существование такого фильма, который на удивление неплох. Актеры молодые, не примелькавшиеся на наших экранах. Ну, за исключением Тины Далакишвили, чем-то смахивающей на Поклонскую.

Операторская работа тоже хороша. Советская Грузия воссоздана добротно и с любовью. Словом, всё хорошо, если б не изворотливая двусмысленность, из-за которой может показаться, что фильм снят по заказу Гамсахурдии.

Факты

  • На Кинотавре-2017 фильм взял две премии — за режиссуру (Резо Гигинеишвили) и за операторскую работу.
  • Штурман рокового рейса Владимир Гасоян, бортпроводница Ирина Химич и руководитель группы «А», штурмовавшей борт, Владимир Зайцев были на премьере фильма в Москве.
  • Роль Тинатин Петвиашвили (в фильме Анна) исполнила ее тезка, актриса Тинатин Далакишвили («Звезда», 2014).
  • В одной из главных ролей снялся сын захватчика самолета. Сценарист фильма Лаша Бугадзе — крестный сын одного из угонщиков.

Общая оценка:
µµµµµ

14.11.17

При использовании материалов ссылка на ресурс ПТ обязательна.
Коммерческое использование материалов сайта без согласия автора недопустимо.

© ПТ

:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*