Собибор — рецензия на фильм и факты, 2018

Хабенский В 1987 году вышел британо-югославский телефильм «Побег из Собибора», впервые рассказавший историю восстания заключенных в концлагере Собибор. Его поднял советский еврей, лейтенант Александр Печерский, роль которого исполнил тогда еще звездный Рутгер Хауэр. В нашей же стране этот подвиг предпочли забыть. Напомнить о нем призвана военная драма «Собибор», ставшая режиссерским дебютом известного актера Константина Хабенского.

Хабенский, Мединский

Фильм начал ставить Андрей Милюков, а потом режиссером внезапно объявили Хабенского. Есть мнение, что продюсеры поняли, что что-то пошло не так, и решили записать в режиссеры Хабенского — ему все простят! Мнение ничем не подтверждено, но, посмотрев фильм, начинаешь верить, что так и было. Ибо героическая история советского офицера Печерского (Константин Хабенский), попавшего, в лагерь смерти и сумевшего организовать побег, подана бездарно и безвкусно.

И дело даже не в том, что фильм состоит из отдельных эпизодов, не складывающихся в картину — возможно, материала отснято на 10 серий, из которых смонтировали киноверсию. Но проблема в том, что режиссуры в фильме нет: постановка просто воспроизводит сценарий — образец беспомощности и непрофессионализма. Причиной ли тому синдром «семи нянек» (в титрах 4 сценариста), или сценарий и правда написал министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский (есть и такая версия) — неизвестно. Но сценарий схематичный, полный лишних персонажей, невыписанных характеров и глупостей. Плюс криво пришитая любовная линия.

Слезы боли и стыда

Говорят, с премьеры люди уходили в слезах. И правда, до слез стыдно и обидно, что история подвига стала сухой поделкой, вызывающей кучу вопросов. Почему евреи показаны сборищем неприятных типов, покорно идущих на бойню либо принимающих «новые порядки»? Слова Печерского о питании — это ерничанье или он серьезно? А то, судя по виду заключенных, кормежка в Собиборе была неплохая… Почему из всех персонажей самым ярким оказывается комендант Собибора Карл Френцель (Кристофер Ламберт)? Превращенный в этакого старого упыря, Ламберт играет такое исчадье ада, что приснопамятный Амон Гёт из «Списка Шиндлера» — так, мелкий хулиган!

И просто убивает ответ соратника Печерского на вопрос о том, что же на сердце у Александра: мол, товарищ Сталин у того на сердце. Несмотря на заверения Хабенского, никакой иронии в этих словах не звучит. И создатели фильма лучше бы сняли кино о том, как после побега Печерский был отправлен в штрафбат. И как после войны он был вынужден жить за счет жены и смог найти работу только после смерти товарища Сталина… Тут не ирония, а пугающие тенденции последних лет к обелению этой одиозной фигуры.

Возвращаясь к режиссуре, стоит признать, что она внезапно появляется в последнем эпизоде. Но, увы, быстро перетекает в банальный, пошловатый и затянутый финал. Ну, спасибо хоть никакой дурацкий рэп на финальных титрах не зазвучал.

Факты

  • Главной декорацией стал лагерь, воссозданный в полном соответствии с чертежами.
  • Есть подозрение, что со школ сгоняют на просмотр, и поэтому у фильма, изобилующего обнаженкой и сценами жестокости, такой низкий возрастной ценз — 12+.

Общая оценка:
µµµµµ

08.05.18

При использовании материалов ссылка на ресурс ПТ обязательна.
Коммерческое использование материалов сайта без согласия автора недопустимо.

© ПТ

:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*