Пришельцы: факты о фильме

Четверть века тому назад, 27 января 1993 года, во французский прокат вышла фантастическая комедия Жана-Мари Пуаре «Пришельцы» на тему путешествии во времени. Кино с Жаном Рено и Кристианом Клавье стало большим хитом и положило начало популярной франшизе, благополучно дотянувшей до 2016 года…

Попаданцы из прошлого

Разработка фильма про средневекового графа Годфруа де Монмирая и его оруженосца Жакуя, магически переносящихся из XII века в наше время, началась в 1990 году со счастливой случайности. Однажды Пуаре разбирал свои старые вещи и в груде всякого хлама нашел свою школьную тетрадку. Полистав ее, он обнаружил в ней несколько давно забытых записей с идеей рассказа про попаданцев из прошлого в современную Францию. Тут автора знаменитого фарса «Дед Мороз — отморозок» (1982) и осенило: да ведь это же отличная завязка для новой комедии!

Закадычный приятель постановщика Кристиан Клавье с самого начала был вовлечен в сочинение сценария и заранее закрепил за собой двойную роль пройдохи Жакуя и его потомка Жакара. А вот Годфруа должен был играть Дидье Пэн (дядя Ванессы Паради), но продюсер Ален Терзян обратил внимание Пуаре на то, какой отличный дуэт вышел у Клавье с Жаном Рено в предыдущем его фильме «Операция «Тушенка» (1990) — и это решило дело в пользу любимого актера Люка Бессона.

Главная женская роль — невесты графа Фредегонды и ее версии из будущего Беатрис — планировалась более возрастной, поэтому на нее претендовала пожилая актриса Жаклин Мейлан. Однако она внезапно скончалась, и ее партию переписали под более молодую комедиантку Валери Лемерсье из той же «Операции «Тушенка».

Лето переносится на осень

Под проект удалось выправить крутой по тогдашним меркам бюджет — 50 миллионов франков. И хотя Пуаре имел репутацию короля кассы, для надежности было решено возместить часть затрат засчет продакт-плейсмента. Именно поэтому гости из прошлого постоянно сталкиваются на экране с брендами из будущего, как правило, используя их не по назначению. Так что когда в кадре герой Рено выливает в ванну огромный флакон дорогих духов «Шанель №5» — это не просто ситуативный гэг, а скрытая реклама.

Самой хлопотной для киношников частью фильма стали натурные съемки. Пришлось задействовать изрядное количество архитектурных объектов исторического значения. В частности, средневековая крепость Каркассон изображала графский замок в далеком XII веке, а шато Эрменонвиль — резиденцию Монмирая в XX веке. Любопытно, что в первой сцене ленты появляется также замок Монбрень, вот только в реальности он находится не на вершине горы, куда его поместила команда авторов спецэффектов, а на равнине.

Съемки проходили с июня по октябрь 1992 года. Первые недели принесли уйму проблем: в то лето в центральной Франции выпал рекордный уровень осадков и случилось катастрофическое наводнение, унесшее жизни 80 человек. Так что из-за хронического ненастья работа на натуре затянулась до августа. Зато начало осени компенсировало киношникам предыдущие трудности. Вплоть до октября стояла очень теплая и солнечная погода, позволившая ликвидировать отставание от графика и сдать картину в срок.

Интересно, что музыку к «Пришельцам» написал Эрик Леви, создатель знаменитого проекта Era, исполняющего музыку в духе Enigma и Gregorian. Именно его наработки к фильму натолкнули композитора на идею сколотить поп-группу, чьи композиции имитируют песнопения на латыни.

Рождение киновселенной

Выйдя в свет в конце января девяносто третьего, комедия с Рено и Клавье вовсе не показала феноменального старта. Однако у нее оказался превосходный «сарафан», и второй уик-энд привлек на 150 000 зрителей больше, чем первый. А пик посещаемости сеансов вообще пришелся на пятую неделю проката. В итоге кино посмотрели 13,8 млн французов — каждый четвертый зритель страны! — что превратило проект Пуаре в самый кассовый национальный блокбастер года.

Ленту выдвинули на премию «Сезар» в 9 номинациях, а ее мировые сборы составили $98,8 млн, так что через пять лет был предсказуемо снят сиквел «Коридоры времени» (1998) — в три раза более дорогой, но менее успешный, чем оригинал. Запала хватило еще на голливудский ремейк «Пришельцы в Америке» (2001) и доморощенный триквел «Взятие Бастилии» (2016), однако это было уже не то. Совсем не то.

25.01.18
© Елена Чекулаева

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*