Последний портрет — рецензия на фильм и факты, 2017

Когда Альберто Джакометти (1901-1966) был одним из величайших художников XX века. Однако в общественном сознании он остался в тени таких столпов сюрреализма, как Пикассо и Дали. А ведь именно «Указующий человек» Джакомепи держит рекорд как самая дорогая скульптура в мире! Приблизить фигуру швейцарского гения к массам призвана биографическая драма Стэнли Туччи «Последний портрет».

В сигаретном дыму гениальности

Итак, в 1964 году в Париже американский писатель и критик Джеймс Лорд (Арми Хаммер) знакомится со знаменитым художником и скульптором Альберто Джакометти (Джеффри Раш). Прагматичный взгляд заокеанского гостя на искусство заинтересовывает пожилого художника, и Альберто загорается идеей написать портрет Джеймса.

По заверениям мастера, это займет максимум день, и Лорд соглашается позировать. Придя в мастерскую Джакометти, американец попадает в странный мир эксцентричного гения, который на излете жизни так и не нашел покоя.

Его не радует признание публики и критиков, а заработанными миллионами он готов чуть ли не печку топить. Его жена Аннетт (Сильви Тестю) давно смирилась как с чудачествами мужа, так и с его изменами. Ведь единственное, что еще способно зажечь огонь в глазах седовласого творца, — это общение с молодой проституткой Каролиной (Клеманс Поэзи). Дни идут за днями, затягивая Лорда в паутину из сигаретного дыма, бесед об искусстве и полубезумных эскапад вечно недовольного собой маэстро. И лишь брат художника Диего (Тони Шелуб) с философским спокойствием намекает Джеймсу, что портрет не будет закончен никогда — ведь совершенство недостижимо…

Далеко до блеска

Выдающийся актер Стэнли Туччи не снискал особых лавров на постановочном поприще и после холодного приема ромкома «Свидание вслепую» (2007) вернулся в режиссуру лишь 10 лет спустя. Приходится признать — шедевра вновь не получилось: перед нами проходной байопик, которому далеко до лучших представителей жанра, вроде «Блеска» с тем же Джеффри Рашем.

Взяв за основу книгу самого Джеймса Лорда, Туччи старается расширить рамки повествования до притчи о трагедии художника, сгорающего в огне собственного гения. Но, увы, мастерства явно не хватает — как в режиссерских приемах, так и в работе с актерами: если Рашу есть где развернуться в роли Джакометти (на которого он, кстати, удивительно похож!), то Арми Хаммеру играть особо нечего. Как и красавице Клеманс Поэзи — хотя, конечно, забавно видеть актрису, запомнившуюся как Флер Делакур из «Гарри Поттера» и Наташа Ростова из «Войны и мира», в роли развязной шлюхи.

Номинально картина вроде как интересна тем, что представляет незаурядный взгляд на последние дни жизни и творчества Альберто Джакометти с точки зрения его последней модели. Но фактически фильм ценен скорее как бенефис блистательного Джеффри Раша, который жжет не по-детски в образе неврастеничного художника, страдающего от своего рода абсолютной неудовлетворенности и чувствующего себя счастливым лишь пребывая в полном отчаянии. А также тем любопытным фактом, что образ Парижа в фильме на самом деле воссоздан на улицах Лондона, так как ныне проще превратить Темзу в Сену, чем ехать снимать в столицу Франции.

Факты

  • Художник Альберто Джакометти изображен на купюре 100 швейцарских франков.
  • Мировая премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале 11 февраля 2017 года.

Общая оценка:
µµµµµ

19.01.18

При использовании материалов ссылка на ресурс ПТ обязательна.
Коммерческое использование материалов сайта без согласия автора недопустимо.

© ПТ

:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*