Краткая история фильма Дракула Брэма Стокера

Четверть века тому назад, 13 ноября 1992 года, в широкий прокат вышел пышный и мелодраматичный хоррор «Дракула» Брэма Стокера». Он стал последним коммерчески успешным фильмом великого Фрэнсиса Форда Копполы — и самой кассовой экранизацией главного вампирского романа в истории мировой культуры…

Сон становится явью

Как ни странно, основной движущей силой проекта стала актриса Вайнона Райдер. Помешанная на неоготике молодая звезда «Битлджуса» (1988) и «Эдварда Руки-ножницы» (1990) лично купила сценарий «Дракулы» у драматурга Джеймса В.Харта, чтобы заинтересовать Копполу. Она не смогла у него сняться в «Крестном отце III» (1990), но очень хотела поработать с живой легендой.

Старлетка была весьма настойчива, и режиссер прочел подсунутый ею текст — без особого интереса. Однако внезапно увлекся: ему понравилось, что события в этой версии «Дракулы» трактуются как «зыбкий эротический сон». К тому же он хотел доказать критикам, насмехавшимся над его провалами 80-х, что он все еще способен снять размашистый кассовый блокбастер, не выходя за пределы выделенного бюджета и утвержденных студией сроков.

Мэтр решил довериться чутью Райдер, поэтому большая часть актеров была отобрана исходя из ее пожеланий. В том числе Гари Олдман (Дракула), Киану Ривз (Джонатан Харкер), Энтони Хопкинс (доктор Ван Хельсинг) и Ричард Э.Грант (доктор Сьюард). Сама она, конечно, с самого начала решила играть Мину Мюррей, главную любовь графа-кровососа.

Забавно, что когда все артисты впервые собрались на репетиции, Коппола заставил их читать вслух не реплики в сценарии, а оригинальный роман Стокера — целиком. На это у лицедеев ушло два полных дня.

По дедовским рецептам

Постановщик быстро пришел к решению, что его версия вампирской классики будет театрально стилизованной и почти барочно красочной — с впечатляющими декорациями и изысканными костюмами. Для того чтобы художники поняли, что от них требуется, были сделаны подробнейшие раскадровки. Ради лучшего восприятия его идей подчиненными Коппола скомпоновал тысячи рисунков в анимированный черновик фильма и даже наложил на него музыку.

Студия Columbia Pictures выделила на съемки серьезные для того времени $40 млн и строго следила, чтобы постановщик-мегаломаньяк тратил деньги с умом. Тот и правда вел себя идеально: послушно отказался от работы над проектом в Европе, как собирался, и наотрез отказался от применения дорогой компьютерной графики. Как ни сложно в это поверить, но все спецэффекты в «Дракуле» сделаны с помощью старых добрых оптических трюков — двойной и тройной экспозиции, подмены реального фона нарисованным, использования реверсной съемки, ложной перспективы и актеров-двойников.

Например, чтобы Дракула не отражался в зеркале, а Харкер — отражался, зеркало вообще убрали. Перед пустым проемом спиной к зрителю сидел дублер Киану Ривза, а за проемом, играя «отражение», — сам Ривз. Разумеется, возникавший за спиной двойника граф не отображался в несуществующем зеркале. Проще некуда!

Смородиновый бокс-офис

Интересно, что к фильму слегка приложил руку Джордж Лукас. Именно создатель «Звездных войн» предложил, чтобы в финале Мина Харкер отсекла мертвому антигерою голову. А вот сын режиссера Роман Коппола, отвечавший за спецэффекты, придумал в качестве крови использовать смородиновое желе. Продукт давал, прямо скажем, неестественный, но очень красивый цвет, отвечавший видению постановщика.

Небольшую проблему создало решение взять на роль Люси Вестенра Сэди Фрост, будущую жену Джуда Лоу. Внезапно до Фрэнсиса дошло, что он нанял актрису, которая слишком похожа на Вайнону Райдер ростом, фигурой и прической. Это и в кадре выглядело так себе, и мешало зрителям различать исполнительниц. Чтобы не увольнять Сэди, он велел ей покраситься в ярко-рыжий цвет, а гримерам наказал наносить ей мейкап, как можно более отличный от мейкапа Вайноны.

В целом съемки прошли как по маслу, с 14 октября 1991 года по 31 января 1992 года, и Коппола выполнил все требования студии по бюджету и срокам. Что ж, старался он не зря: «Дракула» Брэма Стокера» дебютировал с первого места в бокс-офисе и заработал только в США $82,5 млн, а во всем мире — $215,9 млн. Приятным бонусом ленте стали три «Оскара» — за лучшие костюмы, грим и звукомонтаж.

15.11.17
© Елена Чекулаева

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*