В преддверии Оскара (рецензии без спойлеров) — ЛЕДИ БЕРД

Спасибо большое за комментарии. Они-то и дали мне пинок, чтобы поделиться своими впечатлениями о других фильмах, номинированных на «Оскар» в категории «Лучший фильм«. 

Для меня парад «провинциальной Америки» открыл фильм «Форма воды» (рецензия по ссылке), а продолжил его, как можно понять из названия этого поста, фильм «Леди Берд«.

Начну с того, что мой просмотр фильма имел нагоняющий характер, поскольку моя лучшая подруга посмотрела этот фильм раньше меня и успела дать ему не очень лестную характеристику, назвав работу «обыкновенным подростковым фильмом«. Хотя забегу вперед и скажу, что по прошествии пары дней она, осмыслив фильм, а еще под влиянием некоторых событий в своей личной жизни, переоценила фильм и забрала свои слова назад. Во второй раз ее оценка носила уже положительный характер и оказалась весьма близка к моей. 

А теперь к моей, весьма субъективной и непрофессиональной оценке этой киноработы. 

Как описать этот фильм в двух словах? Что ж, скажу, что фраза «подростковый фильм» недостаточно точно передает смысл и атмосферу этого фильма, легко формируя неправильные ожидания. Такое, во всяком случае, произошло со мной. Если говорить в целом, то «фильм о подростке» звучит для меня правильнее. А «фильм о подростке, который грезит о другой, лучшей жизни, как и все подростки» звучит еще лучше, хотя и слов получилось куда больше двух. 

В этом фильме изображение той самой «провинциальной Америки» играет более важную роль. Сюжет не ярко выражен, но определенно присутствует. Он, как раз-таки, и завязан на том, что девочка-подросток, о жизни которой рассказывается в фильме, мечтает уехать из этого города. И это ее желание, как мне показалось, отлично отображает ее псевдоним «Леди Берд» («Леди Птица«) — весь сюжет фильма базируется на ее тяге улететь, выпорхнуть из родного гнезда. 


а-да, главная героиня учится в католической школе, но никакой драмы по этому поводу не ожидайте; школа здесь приятная, почти всегда забавная декорация к фильму)

Сюжет, впрочем, не содержит неожиданных поворотов. Повествование ведется неспешно, время от времени несколько затянуто, но для меня этот фильм стал способом расслабиться. Во время просмотра у меня возникла мысль о том, что фильм, должно быть, снимался для фестивалей, потому что эта тягучесть (не в плохом смысле, нет) свойственна именно «фестивальному кино«. Как оказалось впоследствии, я не ошиблась.


Так что знайте, что фильм окутан этой атмосферой малобюджетности (без переборов, фильм качественный, не бойтесь), камерности, но в этом — его прелесть: он не пошлый даже в моментах интимных сцен (они забавные, правда) и очень реалистичный благодаря тому, что это взросление, подростковость изображены без всяких прикрас и гирлянд пафоса, а так, как есть, — неловко и наивно. Именно поэтому я не назвала бы его «подростковым фильмом». 

Просто при словах «подростковый фильм» у меня в голове всплывают фильмы а-ля «Ой, я хочу быть королевой бала», «Ой, я хочу заполучить первого красавчика в школе и доказать этой популярной стерве, что я круче». Этот фильм определенно несет другую смысловую нагрузку.

В целом фильм весьма ненавязчиво преподносит весьма обширную тему — поиск подростком, готовым войти во взрослую жизнь, самого себя. Кто я такая, почему моя жизнь такая, а не другая, почему кто-то живет в красивом доме, а я в простеньком, почему моя мама не понимает меня — я увидела, как все эти вопросы поднимаются в фильме. 

Главная героиня вызвала во мне много эмоций. Она меня раздражала местами своей упрямостью, местами — вызывала сочувствие, местами от ее выходок пробирало смехом, но в общем и целом все, что делаешь, — это вспоминаешь себя в этом возрасте, понимая «Черт возьми, я вела себя так же. Я была такой дурашкой». 

И это я не оскорбляю себя или главную героиню. Наоборот, в ней я увидела себя, потому-то, наверное, моя рецензия выйдет слишком уж субъективной, ведь я отлично помню, как хотелось быть кем-то другим, жить какой-то другой жизнью; как хотелось сбежать из родного города и от близких, быть свободной, как Птица; как мечталось, чтобы первая любовь была той самой, нерушимой, непоколебимой; как пыталась донести до мамы, что это она меня не понимает, а я права 🙂 Все мы грешны, думаю. 

И главная героиня совершает юношеские ошибки, но вызывают они только улыбку: она придумывает себе имя, придумывает себе другую жизнь, думает, что счастье — это место (Восточное побережье и уж точно не родная Калифорния), а не состояние души. Но эти ошибки — часть ее взросления, которое происходит на протяжении фильма. Да, легкое, не радикальное развитие персонажа подкупает. Меня, по крайней мере.

Отношения главной героини с матерью занимают в фильме важное место. Как по мне, так важнее даже, чем отношения главной героини со своими сверстниками. Это выделяет фильм в ряду подростковых: отношения с мамой здесь не показаны однобоко. Показываются и ссоры, и минуты нежности, и все то, что составляет гамму отношений между родными людьми, которые редко бывают идеальными. И отношения не стоят на месте. По мере этого аккуратного, тихого, внешне незаметного взросления героини, отношения мамы и дочери развиваются, и совершенно правдиво то, что это не «вперед, только вперед», а «три шага вперед, два шага назад».


На любовных линиях я, к слову, не считаю нужным останавливаться. Единственное, что могу сказать по этому поводу, — они не прям уж типичны, зато легкие и интересные. 

И да, Тимоти Шаламе тут играет персонажа, совершенно отличающегося от Элио из «Позови меня своим именем». Мне понравилось, как он смог создать другую историю, другую ауру вокруг себя, причем сделал это настолько, что мой мозг даже ни разу за фильм не вспомнил про Элио. Так что да, актер он хороший и кудри у него классные.

Но что по-настоящему чудесно, так это то, что фильм не осуждает. Не говорит «Ой, не ведите так себя, дети, а то получите уголек», и нотаций создатели фильма не читают. Работа вообще, как мне кажется, не призывает делать какие-то выводы или умозаключения.

«Леди Берд« — своеобразная художественная документалистика, главной целью которой было зафиксировать этот едва ли уловимый момент неустроенности, неуемности юности, который мы все желаем проскочить побыстрее, а потом долго, с ностальгией вспоминаем. Как вспоминаем мы родной город, из которого упорхнули.

 

Кому же может понравиться фильм? Любителям неспешного повествования, которое, в общем-то, ведет «в никуда». Здесь не будет экшена, фильм не держит в напряжении и не щекочет нервы. Работа обращена к тем, кто не будет искать ярко обозначенного зачина истории, кульминации и концовки. Ну и тем, кто хочет вспомнить то ощущение неопределенности, нависающее над каждым по окончании школы.     

P.S. Конечно, как по мне, до «Оскара» в такой номинации этому фильму далековато, но все же фильм оставил у меня приятное послевкусие. Смотрели ли вы фильм? Понравился ли он вам? Согласны или не согласны с рецензией? Жду ваших комментариев 🙂 Спасибо за внимание!

Оставьте свой голос:

471

+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*