ОСКАР 1969

Ценность того или иного фильма проверяется временем. Когда достоинства кинокартин видны все отчетливее…

Фильмы 1968 года, представленные на церемонии Оскар -1969, как нельзя лучше подходят для проверки этого утверждения.  Этот год я выбрала сама, и вы поймете почему.  Первая причина – мне не терпелось пересмотреть некоторые из них))

В этот год в номинацию «Лучший фильм» попали пять фильмов – и все пять экранизации или по мотивам: литературных произведений, мюзикла по роману и мюзикла по биографии.

№1. Король Англии Генрих II на закате жизни выбирает и никак не может выбрать себе наследника – историческая драма «Лев зимой» режиссера Энтони Харви.

№2. Приключения беспризорника Оливера Твиста, который находит семью – музыкальный фильм «Оливер!» в постановке Кэрола Рида.

№3. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» — экранизация одноимённой великой трагедии от Франко Дзефирелли.

№4. Робкая и романтичная учительница проживает неброскую жизнь в мечтах о нежности и в поисках любви … – человеческая драма «Рэйчел, Рэйчел»  и режиссёрский дебют знаменитого актёра Пола Ньюмана с его женой, актрисой Джоан Вудворт в главной роли.

№5. Не самая красивая девушка становится певицей и звездой, и, в конце концов, завоевывает любимого мужчину – музыкальная комедия «Смешная девчонка»  Уильяма Уайлера.

На уровне идей великий Шекспир соревнуется с великим Диккенсом, драматургом Джеймсом Голдменом («Лев зимой»), романисткой Маргарет Лоренс («Шутка Бога»)  и биографией американской комедиантки Фанни Брайс от сценаристки Изобель Леннарт.

Лев Зимой.


Великолепный фильм, и все благодаря драматичному сюжету, достойному хроник самого Шекспира, и блестящей актерской игре. Питер О ´Тул, Кэтрин Хёпберн, Энтони Хопкинс, Тимоти Далтон, Джон Касл и прекрасная Джейн Мерроу – вот такой сыгранный состав! Фильм, каждую секунду которого мне было бы жаль пропустить.

Двенадцатый век, канун Рождества Христова. Король Англии Генрих II Плантагенет пытается решить вопрос о престолонаследии и одновременно устраивает прием в честь короля Франции Филиппа, сына своего друга. На время празднеств он выпускает из заточения свою законную супругу Элеанор Аквитанскую, которая находится в состоянии войны со своим супругом и десять лет назад пыталась убить его из ревности. Никто из трёх родных сыновей не достоин престола такого «кровавого хозяйства» как Англия  и славы Генриха, так же как король Филипп не имеет ни единой черты своего доброго отца, покойного короля Людовика. Генриху нужны новые сыновья, и он решается на развод с Элеанор…

Интриги, заговоры, предательства – кажется, единственное, что связывает главных героев этой драмы. Соперничество равных друг другу мужчины и женщины;  любовь и ненависть длиною в жизнь;  отцы и дети, слепая родительская любовь – все это мотивы «Лев зимой». Иногда твой самый заклятый враг – единственный, кто тебя любит. Никогда/ничего не поздно, пока ты жив. Смерть когда-нибудь придет за всеми нами. Но не сейчас.

Текст можно растаскивать на фразы и заносить в цитатник:  Генрих, ты меня когда-нибудь любил? – Нет. – Так. Это развязывает мне руки. ||  Отрекись, и будешь жить вечно. | |  Мама! — Тихо, милый, я сражаюсь. || Бренди? Его гонит каждый ирландец,  еще не появившись на свет. || Ричард нам помешает.  —  Он в винном погребе, вместе со своими братьями. Королевские сыновья будут выдерживаться вместе с королевским вином. || Как бы я хотел натравить тебя на Элеанор!  ||

«Лев зимой» очень подходит для иллюстрации вечного вопроса о несоответствии возраста персонажа литературного произведения и актёра. Герою Питера  О ´Тула по сюжету 50 лет, на самом деле актёру было 36, а между ним и его экранной женой Элеанор – актрисой Кэтрин Хепберн  — разница в 25 лет. Этой разницы почти не видишь, хотя О Тула выдавают юные глаза и молодые руки.

Несмотря на это, а также на скупую, но точную лаконичную работу художников, незаметное музыкальное сопровождение, в сравнении с остальными номинантами,  и прочие бросающиеся в глаза мелочи типа нескольких современных вещиц в кадре и длинной затяжки на шлейфе Хепберн, наверное, «Лев зимой» считаю лучшим. Такова сила искусства, когда проигрывая в мелочах, выигрывают в главном. В драматизме.

Оливер! 

Экранизация мюзикла Лайонела Барта по мотивам романа «Оливер Твист».  Здравый совет молодым режиссёрам от состоявшихся мастеров звучит примерно так: «Если видишь, что в сценарии присутствуют собаки, а тем более дети или кошки  – не берись, или вычеркивай из сценария». Присутствие тех и других резко усложняет киносъёмки, с ними тяжело работать. Не знаю, что пережил британский режиссер Кэрол Рид на съёмках «Оливера!», но у него в кадрах картины, длительностью два с половиной часа, в массовых костюмных сценах  танцуют и поют несколько десятков детей и взрослых. И есть одна очень умная собака – полноценный, полный эмоций герой фильма. Все на экране выглядят так, как будто это рисунки в исполнении художника-иллюстратора Джорджа Крукшенка сошли со страниц прижизненных изданий Чарльза Диккенса.

Фильм поражает размахом постановки, живущим своею жизнью дальним планом и мрачной перспективой дна (и чердака) Лондона первой половины XIX века и редкими солнечными пятнами чистых улиц, уютных домов и тенистых парков с фонтанами, Кенсингтон?  Ощущение – радужное, как от  расцвеченной всеми цветами  совсем нестрашной сказки. Мальчик Джек Уайлд, сыгравший Ловкого плута, удостоился номинации Оскар за свою роль.

Фильм можно смотреть детям, если они захотят смотреть, но взрослые зрители, возможно, будут перематывать поближе к развязке.

Рейчел, Рейчел

Советую просто посмотреть, пусть это будет фильм-сюрприз о женской душе, ее желаниях, терзаниях и переживаниях. Компанию Джоан Вудворт на экране составил муж и режиссёр Пол Ньман.


Кто не знает Ромео и Джульетту Франко Дзефирелли? Об этом фильме  много раз хорошо сказано другими и бессмертной музыкой Нино Рота:

Вот такие фильмы лидировали на церемонии Оскар по окончании високосного 1968-го года, когда на планете Земля произошло много трагедий,  шла война во Вьетнаме и  американская военщина устроила массовую бойню в деревне Сонгми, впоследствии признанную военным преступлением …

Мне не удается до конца всерьез воспринимать этот список из пяти фильмов полным  только потому,  что в тот же год был представлен лучший научно-фантастический фильм мирового кинематографа, поражающий величием авторского замысла и высоким качеством его визуального исполнения. Вот и вторая причина выбора фильмов 1968 года и премии Оскар-1969. Поверить трудно, но этому шедевру исполняется 50 лет …

Космическая одиссея 2001  режиссёрского гения Стэнли Кубрика.

В основу сюжета фильма,  ставшего  образцом киноклассики, легли мотивы рассказа «Часовой» английского писателя, ученого-футуролога и изобретателя Артура Кларка. Кубрик и Кларк сделали  допущение о существовании внеземного разума, влияющего на ход эволюции. Идея незримого присутствия божественной силы, Творца пронизывает фильм.

«Земляне» встречаются с таинственными черными монолитами, которые предвосхищают эволюционные скачки. С первой такой встречи началась история человечества. Вторая произошла на Луне в эпоху освоения человеком околоземного пространства. Монолит испускает мощное излучение в сторону Юпитера,  на который отправляется экспедиция, состоящая из двух бодрствующих астронавтов Дейва Боумена и Фрэнка Пула, ещё три члена экипажа находятся в анабиотическом сне.

В ходе экспедиции назревает конфликт команды со сверхразумным компьютером HAL 9000, управляющим экспедиционным космическим кораблем, способным различать человеческие эмоции и читать по губам. «Стараться максимально использовать себя, к чему ещё может стремиться разумное существо?»

HAL  9000 способен на эмоциональные реакции, это робот, испытывающий страх. Что касается меня, я испытала десятки секунд экзистенциального ужаса перед искусственным интеллектом, когда второй член экипажа во второй раз отправился в открытый космос.

Первый скачок эволюции — и австралопитек взял  палку (в данном случае, кость и именно поэтому такой простой акт выглядел как сцена грехопадения – начало агрессии и вкушения плоти на земле).  На смену человеку, создавшему сверх-интеллекуальный компьютер в эпоху  победившего гуманизма, снова приходит человек с отвёрткой и побеждает, но  … Человек, ни к кому и ни к чему в этом мире не относись с позиции превосходства, даже если тебе удалось заглянуть за горизонт и преодолеть бесконечность  пространства и времени.

Посмотрите на завораживающий танец космических кораблей в невесомости под вальс Иоганна Штрауса «На голубом Дунае».

Послушайте симфоническую поэму «Так говорил Заратустра» Рахарда Штрауса, символизирующую знание в отечественной интеллектуальной игре и тайный предмет зависти Deep Purple.

Фильм не всем удаётся посмотреть от начала до конца, поможет пресловутая насмотренность. В нём рекордно малое количество диалогов. Но зато какая фантастическая картинка!!! Восхищение  зрителям-визуалам и аудиалам, а также поклонникам ницшеанской идеи Сверхчеловека гарантировано. Интересно цветовое решение фильма, можно сказать, что оперировали им смело и решительно. В кадре редко присутствует больше четырёх цветов, чаще три контрастных (белый, красный, чёрный или синий-белый-жёлтый), или даже два, монохромных и родственных в палитре. Часть времени ломаешь голову над вопросом: когда снимался бег по окружности – как же двигалась камера оператора, неужели вот по этой еле заметной колее в центре вогнутого «пола»? И восхищаешься, с какой высокой степенью проработанности и достоверности были выполнены макетные съёмки. «Космическая одиссея 2001» является  одним из лидеров по количеству вырезанных сцен на стадии монтажа и после (пред-) премьерного показа. Картина имеет всего один Оскар за лучшие спецэффекты, но навечно вписана в Национальный реестр США, для хранения в библиотеке Большого конгресса.

Церемония Оскар-1969  проходила без официального ведущего.

Скандал года был связан с тем, что единственный раз в истории  премии было вручено сразу два оскара за главную женскую роль  (опять во всем виноваты женщины!). Первая статуэтка досталась Кэтрин Хёпберн за роль королевы Элеонор Аквитанской, вторая — Барбаре Стрейзанд.  Стрейзанд — отличная актриса, характерная и особенно хороша как певица, но смотреть «Смешную девчонку» во второй раз оказалось не так, как в первый. Лицом и эмоциями Кэтрин Хёпберн, её монологами и дуэтами со всеми действующими лицами хочется наслаждаться!

Итак,

Лучшая актриса второго плана – Рут Гордон за роль в триллере Романа Полански «Ребёнок Розмари».

Лучший актёр второго плана – Джен Альбертсон в фильме «Если бы не розы».

Лучшая актриса – Кэтрин Хёпберн и Барбара Стрейзанд за роли в «Лев зимой» и «Смешная девчонка» соответственно.

Лучший актёр – Клифф Робертсон, сыгравший в фильме «Чарли» по роману «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза, и на эту роль я хочу обратить ваше внимание. Робертсон исполнил роль взрослого мужчины с сознанием ребёнка-дошкольника, в результате эксперимента он догнал и перегнал современное научное сообщество. Его разительная перемена, ясная, чёткая, мудрая жизненная позиция заставила меня затаить дыхание.

Лучший режиссёр – Кэрол Рид за фильм «Оливер!»  (режиссёр-дирижёр  —  вот это будет в точку!).

Лучший фильм премии Оскар -1969 и рекордсмен по числу наград – «Оливер!»

Послушать и посмотреть:

Причина выбора номер три.  1968  год и церемония Оскар-1969  были знаменательны еще и тем, что лучшим фильмом на иностранном языке стал грандиозный фильм из СССР — «Война и мир» Сергея Бондарчука, но о нем необходимо поговорить особо.

P.S. Ничего из видео- и фотоматериалов мне не принадлежит.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*