О-оооочень черная пантера

Пост-пост-перепост

Включаем мьюзик и читаем 

 

22 февраля  на широкие российские экраны должна была выйти 18-ая картина кинематографической вселенной Marvel – фильм «Чёрная пантера». Благодаря тому, что в Беларуси премьерная дата не менялась в угоду протекционизма («Беларусьфильму» защищать, увы, особо и нечего), я уже успел посмотреть кино, которое провозгласили едва ли не новой вершиной и эталоном, о чём обожатели трубят уже с начала февраля и без устали ссылаются на главное мерило своей правоты – заоблачные кассовые сборы и рейтинги на киноагрегаторах.

Но так ли он хорош? Хорош ли он вовсе? Давайте разберёмся вместе, для чего устроим маленький исторический экскурс.

В этом году своё десятилетие отмечает Marvel Studios, которая всего лишь за декаду прошла путь от небольшой компании до всемогущей империи. После долгих лет доминирования на широких экранах Бэтмена и Супермена – воспитанников конкурирующей студии DC Comics – инициативу перехватила Марвел и, похоже, не планирует сбавлять обороты. Каждый новый её фильм неизменно привлекает в кинотеатры толпы зрителей, даже если лента посвящена относительно малоизвестным героям, вроде Человека-Муравья или Стражей галактики.

Коллективное фото 70-ти актёров и фильммейкеров студии Marvel (

В год десятилетия этот парад кассовых рекордсменов возглавила очередная тёмная лошадка – «Чёрная Пантера»: первый в этом году фильм Marvel Studios.

За премьерные выходные «Чёрная пантера» уже поставила несколько рекордов.

Например, фильм превзошёл предыдущий лучший показатель среди всех февральских премьер и дважды перекрыл рекорд «Дэдпула». Также по итогам первых четырёх дней проката лента собрала порядка $200 млн и готова возглавить список фильмов с самыми большими стартовыми сборами, обогнав два последних Эпизода «Звёздных Войн», «Мир Юрского периода» и даже «Мстителей».

Кадр из выпуска новостей о кассовых успехах фильма

Критики и пресса вторят простым зрителям и уже с начала февраля, когда было снято эмбарго на отзывы с предпремьерных показов, единодушно нарекают Пантеру новым королём Марвел (про то, что запрещено оставлять отрицательные отзывы на фильм, я уже писала в посте Линки) 

Например, издание The Verge назвала «Пантеру» поворотной точкой и взрослым фильмом, который все так долго ждали. Издание Entertainment Weeklyидёт ещё дальше и делает громкий вывод о «Пантере» как о фильме, который перерос банальные «бум!» и  ему, в отличие от предшественников, есть что сказать.

“Сарафан” у фильма, как видите, превосходный, а критические замечания если и есть, то касаются они каких-то незначительных вещей вроде темпа повествования или не всегда превосходной компьютерной графики.

Фотосессия актёрского состава. Entertainment Weekly ©

Ну что ж. Не всегда приятно быть тем, кто портит всю малину, но пора прервать подобострастное заискивание перед этим торжеством diversity. За обрушившейся на зрительские головы лавиной провозглашённой безупречности и чуть ли не уникальности – когда словно нарочно игнорируются «Хранители», «for Vendetta» или та же нолановская трилогия – скрывается немало серьёзных изъянов.

Драматургию и сценарные находки уровня «Короля льва», равно как и актёрское мастерство, не шагающее дальше рассерженного сжимания губ и раздувания ноздрей, я даже говорить не стану. Всё это и так слишком очевидно, чтобы в очередной раз придираться. В конце концов, я в кинотеатр шёл не за этим: лично я выбираю продукцию Марвел-Диснейне за шекспировские страсти, а за тщательно выверенный развлекательный контент, сомневаться в качестве которого уже давно не приходится.

Кадр со съёмок фильма «Чёрная пантера»

Проблемы начинаются, когда развлекательный элемент начинают подчинять конъюнктуре и каким-то сиюминутным политическим веяниям.

Нечто подобное произошло с «Формой воды» Гильермо дель Торо. Обильно “нафаршировав” свою историю темами харрасмента, домогательств, женского равноправия, лгбт-движения и даже противостоянию с русскими, дель Торо впервые так далеко отступил от присущей его работам аполитичности и тут же собрал букет всевозможных наград, став в этом году главным претендентом на Оскар с 13-тью (!) номинациями.

«Чёрная пантера» идёт по стопам «Формы воды», хоть и делает это с небольшим опозданием: тема с “белым Оскаром” была в тренде несколько лет назад, но, похоже, ещё долго не исчезнет с медиаполя.

Вы просто послушайте, что говорит Эван Нарцисс – соавтор комикса о Чёрной Пантере – в интервью газете Washington Post:

«Ваканда (прим. – название вымышленной африканской страны, в которой происходят события фильма) представила непрерывную цепь достижений чёрного превосходства, которая не была разорвана политикой колониализма».

Писатель Эван Нарцисс и его детище

В тот же день BBC приводит слова оскароносной актрисы Лупиты Нионго, сыгравшей одну из главных ролей в «Чёрной пантере»:

«Это очень высокоразвитая нация, потому что она не находились под гнётом колонистов».

Лупита Нионго в образе Накии, телохранительницы Чёрной Пантеры

Конечно же, и Нарцисс, и Нионго, говоря такие слова о вымышленной африканской стране Ваканде, в которой каждый 20-летний и врач, и инженер, и виртуозный гонщик, за ночь лечащий переломанные позвоночники, изобретающий левитацию и управляющий космолётами, не имеют в виду ничего буквального. Они лишь заявляют о потерянных поколениях и утраченных возможностях, которых лишились их африканские предки, попавшие под иго белых колонизаторов.

Вот только к сказанному им бы не помешало добавить немного информации, лежащей вне поля высоких размышлений о судьбах угнетённых, а лежащей в открытом доступе на Википедии.

ЛупитаЭван, друзья, добро пожаловать в Эфиопию!

Эфиопская столица Аддис-Абеба

Это восточноафриканское государство никогда не находилось в статусе колонии. Да, за неё бились итальянцы и британцы, но не без помощи советников из Царской армии Эфиопия отстояла свою независимость. Вышла ли из неё Ваканда? Судите сами. До сих пор эфиопы живут сельским хозяйством – страна аграрная, а возделыванием земли и выращиванием скота занимаются 85% населения.

А это – Либерия.

Монровия, столица Либерии

Ещё один пример, с хрустом ломающий хребет теории о том, что в бедах африканцев виноваты европейцы. Либерия тоже никогда не была колонией, что не помешало ей стать одним из трёх беднейших государств мира. Подобно Ваканде, она обладает богатыми недрами, но почему-то на экспорт идёт кофе и какао: добывать всё это некому – в промышленности трудятся лишь 8 % населения. Все остальные, подобно своим неугнегнетённым эфиопским bro, машут в поле мотыгой.

Все эти внеэкранные высказывания, равно как и присутствующие в фильмы акценты на том, что именно белые несут ответственность за проблемы Африки (и её сынов по всей планете) сильно диссонируют с генеральной развлекательной линией фильма.

Не старайся фильм так сильно очернить белых и обелить чёрных – вышло бы хорошо: у фильма приятный самобытный саундтрек, отсылающий к народным африканским мотивам, и действительно пышный, красочный, диковинный мир, в котором затейливо переплелись традиции и хайтек.

Но авторы взялись гнуть свою конъюнктурную линию, отчего их идиллическая утопия о чудесной мононациональной стране иногда становилась похожа на манифест расового превосходства. Как говорится, за что боролись.

​*всё сказанное выше – частное мнение: никоим образом не отговариваю вас от покупки билета на этого «Гражданина Кейна» от мира кинокомиксов. Потому что кто не пойдёт – тот расист!

 

 

Оставьте свой голос:

241

+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*