Известный российский политический деятель и публицист Егор Холмогоров оставил свою краткую рецензию на фильм «Собибор». Он назвал ленту «утомительным артхаусом», в котором лейтенант Печерский в исполнении Хабенского выглядит не героем, а унылым и усталым человеком.
На экранах — «Собибор» Константина Хабенского, фильм, который мог бы стать шедевром, но обречен на судьбу любой эстетской штучки — недолгое внимание и скорое забвение.
Обершарфюрер Хельм входит в швейную мастерскую, где для него заготовлен великолепный редингот из черной кожи, прибывший прямо из Парижа. Нацист — страстный фотолюбитель, он снимает все: охранников, заключенных, пытки, награбленные украшения, обещая после войны устроить выставку. Палач не может удержаться от фотосессии в новой кожанке, при виде которой, как ему кажется, обершарфюрер Бекман умрет от зависти.
Мы смотрим на нацистского модника через видоискатель аппарата, но тут ему точным ударом раскалывает голову Саша Шубаев, по прозвищу Калимали, русский военнопленный.
Последняя секунда Хельма, несомненно, войдет в историю кинематографа как красивый ход, которому позавидует сам Тарантино. Только добираться до этого эпизода приходится через полтора часа артхауса без внятной политической, гражданской и нравственной идеи.
Массовый побег узников Собибора 14 октября 1943 года вошел в историю Второй мировой как единственное удавшееся восстание в гитлеровских концлагерях. Поднявший бунт лейтенант Красной армии ростовчанин Александр Печерский навсегда останется в памяти как человек, сделавший невозможное, а после — сумевший рассказать о трагедии и подвиге Собибора.
На месте лагеря смерти сейчас создается мемориал.
Польша, чьи «патриоты» прямо виновны в гибели большей части беглецов, намеренно «забывает» о России, делая вид, что никакого Печерского не было вовсе.
И фильм «Собибор» мог бы стать чрезвычайно важным напоминанием о том, кто именно боролся с нацизмом, а кто помогал палачам.
Но, увы, именно как героическое кино фильм Константина Хабенского совершенно не удался.
Здесь ни разу не звучит слово «русский», один раз произносят «советский» (в связи с якобы приближающейся «советской армией»).
Какое впечатление произведет на фестивальную публику, на которую фильм рассчитан прежде всего, обильное употребление оскорбительных этнонимов и эпитетов в адрес евреев, причем не только нацистами, но и нашим героическим солдатом, остается только гадать.
Печерский сыгран Хабенским слабым, вечно сомневающимся — не освободителем и не героем. Его зачем-то унижают нелепой сценой катания на себе эсэсовцев и глупыми фразами типа: «Я решил побыть лошадкой».
Фильм лопается от такого рода артхаусных экспериментов. Видно, что на его создателей сильно повлиял «Ночной портье», где концлагерь был изображен как пространство садомазохистских сексуальных отношений между эсэсовцами и заключенными.
Порки, поцелуи, изнасилования, монолог начальника лагеря Френцля о бросившей его подруге-еврейке — все это из совсем другого кино.
По двору проходит огромная стая гусей, к чему они в фильме — неясно, если вы не читали рассказа узников о том, что птицы заглушали крики, доносившиеся из газовой камеры.
Весь этот артхаус не имеет никакого отношения к правде, которая нам всем действительно нужна: о боли и подвиге, о страданиях детей (в записках Печерский не случайно вспоминает монолог о слезинке ребенка из «Братьев Карамазовых) и трусости иных из мужчин, о героизме и самопожертвовании, о необходимости убить врага, чтобы выжить. Подготовка и ход восстания сведены к обрывкам, вынесены на периферию…
Становится до слез обидно, что американский «Побег из Собибора» с Рутгером Хауэром в роли Александра Печерского более похож на честное, обращенное к зрителю кино.
В фильме есть душераздирающие и запоминающиеся сцены нацистского насилия. В нем привезенные в лагерь русские (вот где это слово звучит многократно) военнопленные сразу воспринимаются остальными как луч надежды, как кулак, который сможет проломить стену. Печерский Хауэра — не нытик, а лидер и борец. Уничтожение эсэсовцев показано как настоящий напряженный боевик.
Не скрывали американцы и того, что на вышках за пулеметами и вокруг периметра стояли не абстрактные люди в эсэсовской форме, а украинские национал-коллаборационисты, прозванные «травниками».
Среди охранников Собибора был и одиозный Иван Демьянюк.
Обо всем этом в фильме Хабенского не сказано ни единого слова.
Российский режиссер все время пытается сделать «не как у американцев», но все равно волей-неволей воспроизводит мотивы «Побега».
Однако в смысловой невнятности, к сожалению, оказался вполне оригинален. Наверное, у Хабенского получился бы отличный остроумный фильм об отношениях эсэсовских мучителей-садистов и их жертв. Но на каком-то другом материале. История Собибора осталась им толком не рассказанной. Тот, кто не знает из других источников о концлагере, ничего в этой мешанине эстетских образов не поймет.
«Собибор» — вовремя вышедший фильм, но промахивающийся мимо главной цели: сегодня историческая и художественная правда о Великой Отечественной гораздо важнее, чем особенное режиссерское видение и отсылки к классикам мирового кинематографа. Война отступает все дальше, и поколению, которое идет вслед за Хабенским, придется воссоздать ее по крупицам, по дням, чтобы освежить национальную память. И о Собиборе придется рассказать заново.
Источник: portal-kultura.ру
*****************************************************************
Кто смотрел фильм?
Что скажете по поводу вышеобозначенной рецензии?
Не хочу верить, но очень боюсь, что все описанное — возможно.
Оставьте свой голос:
209
Подпишись на наш дайджест
TOP 5
То, что нравится, то и беру. Вот и всё. Закон-то простой.
Исторические фото, которые доказывают, что история способна удивлять.
Ну, что тут сказать: совет да любовь молодым дамам
Рейтингмодераторы
Амели
2340282
WantedGirl
1877492
elena_dokuchaewa
1279298
katyanochek
358218
Lizbeth
523035
arizonadream
343782
Skarletty
974901
поделиться
Нашли ошибку в тексте?Выделите ее и нажмите одновременноклавиши «Ctrl» и «Enter»
Комментарии
Войдите, чтобы прокомментировать
12
Ну пусть «танки» смотрит:)
5 мая 2018, 11:03
1
katena, о чем и речь. Все, снимаемое в последнее время- говно.
поэтому спрашиваю и робко надеюсь- обошла ли эта судьба фильм Собибор?
5 мая 2018, 11:10
12
elena_dokuchaewa, и поэтому поститься Холмогорова? Серьезно? А почему не сразу какую-нибудь Суть времени??? А еще кто-то не сильно знакций реально его за "публициста" примет. Давно все понятно — нет вам дела до фильма, вам надо чтобы было "правильно". Но лишь бы какую гниль перепостить
5 мая 2018, 14:08
14
elena_dokuchaewa, фильм посмотрела. Хочу вот что сказать: во-первых, Хабенский явно рассчитывал на широкий интернациональный прокат, поэтому намеренно избегал национально-героического подтекста. Второе и главное: очевидно, он не ставил задачи кого-то героизировать, прославлять чей-то подвиг или отдельную страну. Скорее, и как он сам сказал после нашего показа, он хотел, чтобы зритель после просмотра стал задавать себе вопросы и находить (или не находтить) на них ответы. В общем, этой цели он достиг. Фильм о том, до какой степени бесчеловечности, как быстро и во имя чего может дойти человек. Как-то так.
5 мая 2018, 17:01
-3
PartOfMyHeart, а меня не устраивает такая осторожно-выжидательная позиция.
Есть герой. Говори о герое.
Офигеть.
Американцы в своем фильме не постеснялись показать подвиг, а мы, видите ли, ответы будем находить.
5 мая 2018, 17:04
5
elena_dokuchaewa, потому что герои, Лена, они не такие как в американских боевиках. Концлагерь — это не о воодушевлении, ярком подвиге и все такое. Это о каждодневном ужасе, о каждодневной попытке себя на земле нащупать и остаться человеком. Скорее всего, Хабенский планировал фильм о людях и человечности в первую очередь. Я не собиралась его смотреть, будучи уверенной, что это именно ура-героическое кино. А после этой рецензии посмотрю. Спасибо.
5 мая 2018, 20:12
2
Bijou, а вы не читали вышенаписанное?
Вот такие вот осторожные, ждущие, они же и в лагере были.Осторожно выжидали.
А понадобился герой, который взял ответственность на себя.
Чего вы боитесь слово герой? Он герой. Думай, не думай, но не каждый способен на такое.
идите ради бога, я вас держу? это пост -размышление.
Мы в нем размышляем. Думаем. Обсуждаем.
кто то придет и скажет свое гордое фи.
ради бога) для этого и пост.
чтобы мысли шевелились
5 мая 2018, 20:18
6
elena_dokuchaewa, с чего вы взяли, что я чего-то боюсь? это вы боитесь, что вам фильм не тот покажут или еще что.
5 мая 2018, 21:38
-5
Bijou, ок
5 мая 2018, 21:39
7
elena_dokuchaewa, в данном случае, герой — это тот, у кого оказался настолько крепкий внутренний стержень и чувство человеческого достоинства, которое не смогли-таки сломать нацисты. А уж они знали тысячи способов заставить человека забыть, кем он был, и превратиться в тварь дрожащую.
6 мая 2018, 00:23
-4
PartOfMyHeart, спасибо вам огромное за ваш ответ, очень развернуто и понятно
5 мая 2018, 17:05
0
katena, а танки чем плохи?
6 мая 2018, 13:03
12
Фильм отличный. Критика — в жопу. Те, кто не знал о Собиборе, побежали читать инфу.
Ишь, Хабенский не упомянул про поляков, и украинцев, помогавших фашистам! Пусть заткнется, фильм не об этом.
Тьфу, козлина.
5 мая 2018, 11:05
-7
Комментарий скрыт модератором
5 мая 2018, 13:13
-3
Комментарий скрыт модератором
5 мая 2018, 14:47
-4
Комментарий скрыт модератором
5 мая 2018, 15:38
2
Комментарий скрыт модератором
5 мая 2018, 17:11
-1
Комментарий скрыт модератором
5 мая 2018, 17:18
28
Не упоминал о других национальностях ,чтобы не разжигать скорей всего
5 мая 2018, 11:09
20
Vivian, и правильно сделал, что не упомянул. Тогда на самом деле были все "советские". Советские стояли и на вышках и были пленными. Так в любой нации были те, кто к фашистам переметнулся.
5 мая 2018, 11:47
Войдите, чтобы прокомментировать
Сейчас на главной
Кимоведение: путь Ким Кардашьян от стилиста Пэрис Хилтон до суперзвезды
Хроника
7 мая 2018, 20:45
13885
Ксения Собчак и Максим Виторган отдыхают в Испании с сыном Платоном и делятся нежными снимками
Звездные пары
7 мая 2018, 18:45
13671
Новости
7 мая 2018, 17:51
14820
Рейтинг "Сплетника": подводим итоги голосования за самую горячую жену футболиста сборной России
Экстерьер
7 мая 2018, 16:31
10815
Новости
7 мая 2018, 15:43
20613
Экстерьер
7 мая 2018, 14:45
11612
Адель отметила 30-летие в образе героини Кейт Уинслет из фильма "Титаник"
Новости
7 мая 2018, 13:12
12315
202
Роман Илона Маска и его новой девушки Граймс начался с шутки в сети
747
SPLETNIK.RU поздравляет с Днем Победы!
318
Канны-2018: запрет на селфи, звезды на сцене и другие подробности церемонии открытия фестиваля
1668
9907
Met Gala 2018: обсуждаем неудачные, скучные и странные образы звезд
17163
Met Gala 2018: короны, нимбы, кокошники и другие головные уборы
8981
Даша Жукова посетила Met Gala 2018 в компании Ставроса Ниархоса, с которым ей приписывают роман
16270
По следам Met Gala 2018: самые смешные твиты и мемы со звездами
20579
Met Gala 2018: выбираем лучший звездный образ
17496
10070
4774
Илон Маск пришел на Met Gala 2018 вместе с новой возлюбленной и встретил там экс-подругу Эмбер Херд
16745
19397
Кирстен Данст и Джесси Племонс впервые стали родителями
10700
Битва платьев: Донателла Версаче против Дженнифер Лопес
8534
30140
23683
Галереи
Годовщина свадьбы Кейт Миддлтон и принца Уильяма: лучшие фотомоменты
ММКФ-2018: церемония закрытия
Использование и перепечатка материалов Spletnik.ru возможны только с письменного разрешения редакции и при наличии активной ссылки на источник.
Внимание! На сайте не разрешается размещать фото, видео или иной контент, если Вы не имеете на это необходимых прав и/или согласия правообладателя. Перед регистрацией рекомендуем внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением.
Мы используем cookie-файлы, чтобы получать статистику и делать контент более интересным. Также cookie используются для того, чтобы реклама была более релевантной. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах и изменить настройки вашего браузера.
Подпишись на наш дайджест
×
Лучшее от spletnik.ruПодпишитесь на нашу рассылку
О проекте
Контакты
Реклама
Правила модерации
Вакансии
Для правообладателя
Политика конфиденциальности