Развёрнутое объяснение причин отмены «Человека-паука 4» с Тоби Магуайр


В 2010 году один из руководителей и продюсеров Sony Эми Паскаль сделал заявление: «Десять лет назад мы отправились в путешествие, организованное Сэмом Рэйми и Тоби Магуайром. Вместе мы создали три замечательных фильма про Человека-паука и задали новый стандарт жанра. Тогда мы ещё не предполагали, что войдём в историю». Ещё в тот момент, было объявлено, что франшизу ожидает перезапуск с новым режиссёром и новым исполнителем главной роли. Почему Sony решила, что будет лучше перезапустить успешную франшизу, а не продолжать её?

Третий фильм франшизы «Человека-паука» принёс студии $890 тыс. кассовых сборов. Показатели выдающиеся, а учитывая растущую аудиторию комиксов, доход от следующей ленты про приключения Питера Паркера имел шансы пересечь границу в миллирад долларов. Sony действительно планировала четвёртый фильм, и при том даже он не должен был стать последним, ходили слухи и о пятом и шестом. Режиссёр тоже был заинтересован в продолжении. Хоть «Человек-паук 3» и был финансово успешным, но фильм не очень понравился критикам. Сэм Рэйми хотел следующим фильмом перед ними реабилитироваться. И Тоби Магуайр был не против вновь исполнить роль супергероя. Однако в какой-то момент что-то пошло не так, и все планы пришлось перечеркнуть.

Недружелюбные соседи


Тоби Магуайр оказался не лучшим исполнителем главной роли для франшизы, которую планировалось долго продолжать. Ещё когда нужно был сниматься во втором фильме, начались проблемы. Сэм Рэйми попросил актёра отправиться к специалистам по визуальным эффектам, чтобы те просканировали его лицо и тело, дабы потом можно было с помощью компьютерной графики наносить на актёра костюм Человека-паука. Однако Магуайр отказался, сообщив, что не готов выполнять сложную каскадёрскую работу, которая имела место быть по сценарию. Его представители даже сделали заявление: «После съёмок в двух фильмах, где Тоби пришлось перенести серьёзные физические нагрузки, у него начала ныть спина».

Sony пытались убедить, что актёр получил травму при съёмках ленты «Фаворит». Однако продюсеры сочли, что Тоби просто намерен этими обвинениями добиться значительного увеличения гонорара. Тогда Эми Паскаль с коллегами решили схитрить, и они провели встречу с Джейком Джилленхолом. Очень маловероятно, что студия действительно намеревалась изменить лицо франшизы, но, тем не менее, толк от этой встречи был не малый. Магуайр понял, что его могут выбросить из проекта и тогда он не получит ничего. Он согласился пройти сканирование, а так же обследовался у докторов, которые никакой травмы у него не обнаружили. Актёру пришлось извиниться перед Sony и уволить агента, который надоумил его на обман. Студия тоже пошла к нему навстречу и увеличила его гонорар на $13 млн. В итоге конфликт был заглажен, а создатели «Человек-паук 2» добавили в фильм тонкую отсылку к инциденту, в виде сцены, где Питер Паркер после неудачного трюка падает и, держась за спину, ковыляет домой.

Проблем до четвёртого фильма с актёром не было. Но потом… потом у него появилось четыре агента, и он снова начал юлить. На сей раз Тоби утверждал, что ему требуется больше времени проводить с семьёй, поскольку он стал отцом. А съёмки в блокбастере требовали обратного. В СМИ начали просачиваться сведения, что Sony очень тяжело найти общий язык со всеми агентами актёра. Даже проскочила цитата: «Тоби не уверен в своём желании сниматься в ещё одном «Пауке»».

Новую проблему с актёром попытались решить старым способом — появилась информация, что Эми Паскаль находиться в поисках замены Магуайру. Она действительно стала рассматривать запасные варианты, но шансов шанса воплотить их в жизнь было не много. Студия от неё требовала любой ценой сохранить Тоби. Позднее от имени Sony Pictures было сделано заявление: «Никого кроме Тоби на роль Человека-паука мы не рассматриваем и никогда не рассматривали». В итоге актёру предоставили контракт на два фильма франшизы и $50 млн. А так же в соглашении был прописан пункт, по которому у него обязательно должно быть время, чтобы видеться с семьёй утром и вечером. Конфликт, снова удалось уладить. Но теперь стало очевидно, что Тоби Магуайр не является дружелюбным соседом (так называлась отдельная серия комиксов о Человеке-пауке). Хотя в то же время в интервью он с улыбкой рассказывал, как ему нравится исполнять роль супергероя.

И так контракты с Сэмом Рэйми и Тоби Мауайр на участие в четвёртом фильме были подписаны, но оставалась ещё Кирстен Данст. Позицию Sony можно было узнать из многочисленных утечек, и она была такой: «Какими бы ни были проблемы с Данст, другую актрису на роль Мэри Джейн мы не возьмём».


Кирстен Данст в отличие от своего коллеги по съёмочной площадке не стремилась выбить себе лучшие условия. Её вообще не интересовали съёмки, потому что она подсела на наркотики. Дело было так: фронтмен группы Razorlight Джонни Боррелем пришёл к двадцатипятилетней Данст и прямым текстом сказал, что он отправляется в Лондон, а она остаётся в Америке, потому что на фиг ему не нужна и он от неё уходит. Актриса после этого закрылась дома и несколько дней никуда не выходила. Разрыв с возлюбленным загнал её в депрессию, которая в свою очередь подтолкнула Кирстен к приёму психотропных веществ. В итоге актрису поместили в лечебницу Cirque Lodge, которая была известна тем, что в ней находиться Линдси Лохан.

«Сложно вообразить «Человека-паука» без Кирстен. Конечно, фильм снять без Мэри Джейн можно, поскольку Питер Паркер способен находиться без неё. Но Мэри — один из полюбившихся многим персонажей и поэтому очень бы не хотелось её лишаться. Надеюсь, что с Кирстен всё сложиться, поскольку в сюжете её персонаж есть», — говорил Рэйми в интервью MTV.

Он так же признал, что режиссировать масштабные блокбастеры очень тяжело. А ещё ему не очень нравилась снимать сразу два фильма: «Это станет моим тестом на пределы способностей. Наверно только Питер Джексон знает, каково снимать два масштабных фильма за раз. Но если Тоби, мне и продюсерам понравиться история, растянутая на два фильма, то я реализую её», — говорил Рэйми.

Очевидно, что режиссёр трилогии про «Человека-паука» устал, но при этом был готов работать «через не могу». Рэйми стремился подправить свою репутацию после прошлого фильма. График у него должен был быть очень напряжённым, а работа — возможно, самой сложной которую он когда-либо выполнял за всю жизнь. Но не это подрывало его мотивацию, это делала студия, с которой у режиссёра возникли творческие разногласия.

Нежеланный Веном


Успех первых двух «Человеков-пауков» вскружил голову боссам Sony Pictures и они начали принимать необдуманные решения ещё на этапе создания третьей ленты. Продюсеры сочли что в «Человек-паук 3» следует побаловать фанатов и ввести в сюжет горячо любимого злодея Венома. Они уговорили Сэма Рэйми на это согласиться, хотя он был против. Режиссёру не нравился этот персонаж, поскольку он не видел в нём ничего человеческого. Изначально в планах Рэйми значился лишь Песочный человек. Но студия настояла на добавлении ещё и Венома. В итоге зрители и особенно критики остались не очень довольны, они жаловались на чрезмерно большое количество злодеев раскрыть каждого из которых фильм просто не успевает.

Давая интервью в 2015 году, Рэйми признал, что «Человек-паук 3» не сработал должным образом. «Я стремился сделать хороший фильм, но не во всех его персонажей верил. Если режиссёр кого-то из героев ленты недолюбливает, то зрителям это сразу будет заметно. После «Человека-паука 2» мы попытались сделать что-то на порядок более грандиозное и эти амбиции всё и погубили. Следовало придерживаться основных персонажей, развивать их взаимоотношения, а не сразу прыгать выше головы».


Сэм Рэйми не из терпил, он сразу донёс своё возмущение по всем пунктам до Эми Паскаль, но это оказалось безрезультатно. Более того, студия видела потенциал в Веноме и даже наняла несколько сценаристов, которым предстояло написать сценарий для спин-оффа про этого персонажа. По сюжету «Человек-паук 3» главный герой убивает Венома гранатой, но руководство студии не останавливала такая мелочь. Они решили, что инопланетный паразит возродиться из малюсенькой частички, которая уцелела после взрыва. Роль злодея вновь должен был исполнить Тофер Грейс. Идея со спин-оффом была не по душе Рэйми, даже сам создатель Венома Тодд МакФарлэйн высказался против, сообщив что, лента про исключительно негативного персонажа вряд ли понравиться зрителям. Однако студия полагала, что проект вырулит актёрская харизма Грейса.


Рэйми по душе был другой злодей — Чёрная Кошка. По сюжету комикса этот персонаж, весьма неоднозначен, и то противостоит Человеку-пауку, то помогает ему. Режиссёр хотел ввести её в четвёртом фильме, а в качестве исполнительницы этой роли рассматривал Энн Хэтэуэй. В итоге с ней начались переговоры, которые уже почти окончились подписанием контракта, но в последний момент кто-то из руководства Sony внезапно решил, что Хэтэуэй слишком много просит за свою роль. Рэйми очень расстроился. А Энн позже исполнила роль Кошки у Кристофера Нолана в фильме «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды».

«Ни капли не удивлён, что ей очень хорошо далась роль Женщины-кошки. Я видел, что она вытворяла на прослушивании к «Человеку-пауку 4» — это было нечто», — с горечью констатировал Рэйми спустя годы. Помимо печали из-за неудавшихся переговоров с актрисой режиссёра ещё раздражала сама студия Sony, руководство которой его постоянно подгоняло, напоминая что, они намерены выпустить фильм в прокат летом 2011 года. В конечном счёте режиссёр решил, что с него хватит.

Я устал, я ухожу


«Я не успеваю к назначенному сроку. У меня творческий кризис. Это всё», — такими словами Рэйми подвёл черту под долгими страданиями целого штата сценаристов. Не по своей воле проект покинул сценарист первого фильма, Дэвид Кепп. Вместо него взяли сценариста «Зодиака» Джеймса Вандербилта. Так же текст писали Дэвид Линдси-Эбэйр и Гэри Росс, а после них вносил свои правки сценарист второго и третьего фильма Элвин Сарджент. Но все они не могли написать что-то, что получило бы одобрение Сэма Рэйми. Начали ходить слухи, будто он в ярости от их сценариев.

В третьем фильме был явный переизбыток злодеев, но и четвёртый рисковал пойти по этому пути. В сценарии Джеймса Вандербилта и Гэри Росса есть Стервятник, Электро и Чёрная Кошка. При этом в их тексте были ещё и заметные копирования из предыдущих лент франшизы. К примеру, Стервятник оказывался настоящим отцом Мэри Джейн и из-за этого у неё с Питером портились отношения. Но разве это уже не было в фильме с Гарри Осборном?

Ещё Человек-паук во второй раз сталкивается с кризисом веры в себя и своё дело. По сценарию в конце ленты Паркер выбрасывает маску в реку и на этом экран медленно затемняется. Стервятник подобно Зелёному Гоблину похищает тётю Мэй. Видимо, так сценаристы передавали привет доктору Отто Октавиусу. Нет ничего странного в том, что такие тексты не пришлись по душе Сэму Рэйми. Даже постельная сцена с его любимой Чёрной Кошкой не сглаживала ситуацию.


Пытаясь угодить режиссёру, сценаристы вносили существенные правки в сюжет, одних злодеев удаляли, других добавляли. Среди вариантов был ещё Курт Коннорс в облике Ящера и Человек-волк, которого можно было ввести сославшись на бывшего жениха Мэри Джейн. По комиксу он попал в неудачную космическую миссию, из-за которой столкнулся с инопланетным вирусом.

Так же рассматривали Мистерио. Его предлагали добавить вместо Электро. Рэйми вроде бы даже согласился, но с целью уменьшить перенасыщенье фильма злодеями сократил роль Мистерио до небольшого фрагмента. Как сообщил в 2016 году художник Джеффри Хендерсон, несмотря на очень малое сюжетное время, Мистерио по сюжету мог успеть изрядно развлечь зрителя.

Фанаты предполагали, что роль Мистерио отдадут Брюсу Кэмпбеллу, актёру, что прославился культовой франшизой «Зловещие мертвецы». Рэйли добавлял Кэмпбелла во все фильмы про Человека-паука, поэтому придание ему роли интересного злодея выглядело вполне релевантной перспективой.


Так же по сведениям художника, Стервятник, роль которого должен был исполнить Джон Малкович, рисовался как очень грозный и страшный противник, такой с которым Человек-паук дела прежде не имел. Рэйми настаивал, чтобы персонаж был максимально не похожим на старика в глупом зелёном костюме.

Цикл переписывания сценария не прекращался. Рэйми ничего не одобрял, и проект завис. Потом, когда он вроде бы нащупал интересную тему, оказалось, что по срокам он уже ничего не успеет. «Это я виновен. У меня не получалось собрать сценарий воедино. Я тогда открыто сказал студии, что не хочу делать фильм, который мне не нравиться. Я сказал что, быть может, вообще лучше всё отменить. У них и так в планах был перезапуск», — винил себя Рэйми в интервью изданию Vulture в 2013 году.

«Человек-паук» Джеймса Кэмерона


11 января 2010 года мир узнал об отмене «Человека-паука 4». Эми Паскаль выразила благодарность всей команде и Сэму Рэйми в отдельности, так как режиссёр «уважительно отнёсся к деньгам компании и не стал их тратить на фильм, в котором не уверен». Джон Малкович выразил сожаление о том, что уже второй раз не смог попасть во франшизу. В первый раз его рассматривали в качестве исполнителя роли Зелёного Гоблина. Тоби Магуайр заявил, что горд проделанной работой. По информации инсайдеров он нисколько не сожалеет о том, что с четвёртым фильмом не заладилось. А Сэм Рэйми сказал следующее: «Столь дружелюбные разрывы отношений бывают не так уж часто. Я просто не смог уложиться в сроки, не успел подготовить нормальную историю».

Весьма примечательно, что в момент объявления об отмене четвёртой части, у Эми Паскаль уже был готовый сценарий перезапуска. Поэтому Sony спокойно анонсировала «Нового Человека-паука» с датой релиза в виде лета 2012 года и студия перешла к его активной разработке. Создаётся впечатление, что параллельно с творческими муками Рэйми, Джеймс Вандербилт уже писал сценарий для перезапуска. Но перед премьерой фильма продюсер Мэттью Толмак уточнил, что в 2010 году у Sony был не готовый сценарий, а лишь черновик. Многие надеялись, что во время своей работы Вандербилт будет использовать в качестве основы сценарий Джеймса Кэмерона, который был написан в начале 1990-х и до сих пор является собственностью Sony.

Автор культового «Терминатора» ещё в 1991 году создал очень необычный сценарий для фильма про Человека-паука. Он стремился сделать экранизацию комиксов взрослой и мрачной задолго до того, как благодаря Кристоферу Нолану это стало мейнстримом. Текст режиссёр писал для студии Carolco, что занималась вторым «Терминатором».


В версии Кэмерона Питер Паркер активно употребляет нецензурную лексику и занимается сексом с Мэри Джейн на Бруклинском мосту. Создавая образ главного героя, Джеймс не боялся экспериментировать, и особое внимание уделил его половому созреванию. Человек-паук хоть и мутант, но пубертатный период не должен был обойти его стороной. К примеру, Питер подглядывал за Мэри Джейн. Ночью супергерой пробирался к её окну, когда она, выключив свет, раздевалась, думая, что её никто не видит. Присутствует сцена, где Мэри остаться в одних трусах и футболке, а Питер, увидев это, был так захлестнут эмоциями, что потерял концентрацию и свалился в куст роз под окнами девушки.

«Это всё ещё был наш горячо любимый Человек-паук, но в тексте Кэмерона он представал в новом, свежем виде», — говорил Стэн Ли об идеях режиссёра.


На роль Человека-паука рассматривались разные актёры. Всерьёз думали взять Эдварда Ферлонга из «Терминатора 2», которому на тот момент было 15 лет. Ещё одним вариантом был Леонардо ДиКаприо. Стоит сказать, что позже и Сэм Рэйми к нему обращался с предложением о роли в супергеройском фильме, но Лео отказался.

Злодеем в фильме Кэмерона должен был стать Электро, и завали этого персонажа не Макс Диллон, а Карлтон Стрэнд. Он являлся роботом, что функционирует на чистой энергии. Стоило ему прикоснуться к компьютеру или кабелю, как он поглощал заряд вместе с информацией. Таким образом, была реализована философская метафора, что информация это и оружие, и ресурс. При этом Кэмерон подчёркивал, что его злодей обречён на одиночество. От прикосновений Электро живые существа умирали.


Были слухи, что во вселенной Человека-паука мог бы появиться Арнольд Шварценеггер. Джеймс Кэмерон его не планировал привлекать к фильму, но студия Carolco старалась смотреть в будущее и сразу планировала продолжения. Шварценеггер мог стать доктором Отто Октавиусом, роль которого спустя десяток лет прекрасно исполнил Альфред Молина.

К сожалению, к столь оригинальному образу героя комиксов студии ещё были не готовы. Конечно, Carolco намеревалась запустить производство несмотря ни на что, но потом внезапно выяснились юридические нюансы. Оказалось что отчасти правами владеет и студия Sony, которая не одобряла оригинальную инициативу Кэмерона. Режиссёр тогда обратился к другой крупной студии 20th Century Fox, чтобы та выкупила права на «Человека-паука» у Sony и позволила ему реализовать задуманное. Но и они отказали. В итоге права окончательно перешли к Sony. Потом японская компания сама обратилась к Кэмерону с предложением работы над «Человеком-пауком», но режиссёр успел утратить интерес к проекту и к тому же он был занять амбициозным «Титаником».


«Я должен был запустить франшизу. Я написал завязку сюжета где-то на 80-90 страниц, — вспоминал Джеймс Кэмерон в 2014 году. — Когда у Carolco дела пошли совсем плохо, права на фильм появились на открытом рынке, но мне уже это было не интересно. Я трудился над «Титаником» и другими вещами. В детстве мне нравились супергерои, но именно Человек-паук всегда был моим фаворитом. Поэтому экранизировать комикс про другого супергероя я вряд ли когда-нибудь стану».

Нереализованный сценарий Кэмерона так и продолжает пылиться в архивах Sony. Вместо того чтобы использовать плод интеллектуального труда человека, каждый фильм которого имеет неимоверный успех, Sony предпочла довериться версии Вандербилта с Ящером и быстрым переходом к расширенной вселенной.

В любой непонятной ситуации…

Размышляя о том, при каких условиях ситуация с «Человеком-пауком 4» могла бы сложиться более позитивно, Сэм Рэйли сказал следующее: «В далёком 1994 году я работал над вестерном «Быстрый и мёртвый» у меня была проблема со сценарием. Я тогда пришёл на студию с просьбой: «Можете подыскать мне писателя? Я снял фильм, но концовка слабоватая получается». Фильм в итоге не сработал, но всплыло имя Джосса Уидона, который занимался «Баффи». Я с ним встретился, показал фильм и он в тот же день рассказал как решить проблему с концовкой. Я тогда подумал: «Блин, да ты гений! Если бы ты работал над сценарием, то спас бы весь фильм!». Возможно, стоило обратиться за помощью к Уидону и в 2007 году, быть может он бы спас судьбу целой франшизы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*