Кто такие исполнительные продюсеры и что они делают для создания фильмов?

Обыватели более-менее имеют представление о том, какую работу выполняет режиссёр, оператор, сценарист, актёры, костюмеры, гримёры и художники. Но вот что ложиться на плечи продюсерского состава для большинства менее очевидно. В обязанности главного продюсера входит поиск финасов и способствование тому, чтобы фильм попал в прокат. Но чем тогда занимается исполнительный продюсер? Это вообще почти для всех загадка. Приоткрыть её призвана данная статья.

Деревня для Гоголя и платье для Брежневой: Что входит в обязанности исполнительного продюсера


«Нет профессии хуже, чем исполнительный продюсер. Это такой человек, который отвечает за всё, что происходит на съёмочной площадке. Не смогли достать тигра, актрисе запретили въезд в Украину — это всё должен решать исполнительный продюсер. На всё расходуются деньги, а исполнительный продюсер должен следить, чтобы не выбиться из рамок бюджета, чтобы нигде не было перерасхода. Ему приходится быстро решать самые разные вопросы» — объясняет генеральный продюсер компании «Приор» Родион Павлючик.

Расчёт длительности съёмочного периода, премиальных актёрам, вопросы проживания, питания и доставки — это забота исполнительного продюсера. Он не во всех случаях действует непосредственно, но всегда должен контролировать расход бюджетных денег. И делать это с как можно большей эффективностью.


«Исполнительный продюсер делает почти всё. Славно если от него потребовали тигра — этот вопрос легко решаем, — вступает ведущий продюсер компании Александра Цекало «Среда» Александра Ремизова, которая много лет работала исполнительным продюсером в «СТВ» Сергея Сельянова и «Базелевсе» Тимура Бекмамбетова. — Обычно исполнительному продюсеру говорят что-то в духе: «Вот тебе 100 рублей. Нам нужен вон тот режиссёр, который просит 99 рублей, ну он так привык работать за 99 рублей. И ещё нам нужен вот этот сценарист, он просит 500 рублей, однако мы выделить больше не можем, у нас есть только 100. Но ты это, как-нибудь совмести, договорись, поугрожай, чтобы всё, что нужно было, и мы втиснулись в эти 100 рублей. Ок? Да, и ещё не забудь проследить чтобы режиссёр особо не психовал, а то он недовольный какой-то, оператору предоставь всю технику которую он попросит, ну и нужно ещё чтобы художники сделали декорации, потому что наши актёры не соизволят сниматься в реальной квартире. В общем, порешаешь»».

Как правило, исполнительный продюсер уже назначен на этапе поддержки проекта кинокомпанией. Ещё в период проработки, нормальный специалист, обнаруживает сцены или сюжетные повороты которые можно удалить с целью экономии средств. К примеру, когда герои летят из одного города в другой или часто меняют средства передвижения. Конечно, это удаляется лишь при условии, что подобные вещи не несут важной смысловой нагрузки в создаваемом фильме.


«Мне частенько приходят и говорят: вот тут у нас по сюжету гонки, поезда, машины, но у нас не хватает денег, поэтому мы не снимаем. Я отвечаю: «Ладно, вы не снимаете, предложите тогда другой вариант». Дорого на поезде? Пусть передвигаются на автобусе. Всегда нужно искать альтернативы и вступать в диалог с режиссёром. Это крайне важно. Бывают ситуации, когда оператор внезапно начинает утверждать, что ему нужен кран, а режиссёр ему говорит: «Успокойся, сейчас мы придумаем какую-нибудь альтернативу»», — рассказывает Ремизова.

Егор Баранов в компании «Среда» особенно любим, поскольку умеет находить нестандартные решения, и всегда открыт к диалогу. Привлечение его для режиссуры «Гоголя» принесло позитивный эффект. Ремизовая утверждает, что благодаря его умению вести диалог с исполнительным продюсером, получилось реализовать дорогой проект за скромные деньги.

«Актёры, с которыми мы работаем постоянно, снимались в этом проекте только лишь за еду. Съёмки велись в лесу, в уже готовой деревне которую кажется, построили для съёмок фильма «Батальонъ». Результат получился очень хорошим, потому что все вместе решали, как справиться с теми или иными задачами, как, несмотря на скромный бюджет сделать всё по нормальному. И, на мой взгляд, это удалось. Не в последнюю очередь благодаря качественной графике», — уточняет продюсер.


Договориться со всеми участниками съёмочного процесса — одна из важнейших задач исполнительного продюсера. Порой, как говорит Ремизова, нужно находить способ, сэкономить даже на костюмах: «В «Ёлках» Вере Брежневой пришлось сниматься в своей одежде. Не то что бы мы изначально так планировали, просто предоставили ей платье из Zara, она на него посмотрела с презрением и сказала: «Ага, ясненько. Шмотки придётся свои тащить»».

Куратор программы «Продюсирование» Московской школы кино, продюсер компании «Марс Медиа» Дмитрий Шутко утверждает, что не только стремлением к тотальной экономии должен руководствоваться исполнительный продюсер. По его словам человек этой профессии должен быть сопричастен к творчеству.

«От того, какие он примет решения, как будет взаимодействовать с режиссёром, зависит итоговый вариант фильма. Чтобы быть хорошим исполнительным продюсером необходимо понимать драматургию будущего фильма и съёмочного процесса», — считает Шутко.

«Если актёр пьющий, это надо сразу иметь в виду»: Какими качествами должен обладать исполнительный продюсер

В дополнении ко всему вышесказанному исполнительный продюсер должен понимать нюансы съёмочного процесса и основы работы над сценарием, а так же обладать высоким уровнем самоорганизации.

«Исполнительный продюсер должен выполнять настолько колоссальный объем организационной работы, что он просто не справиться, если сам будет не организован, — поясняет Родион Павлючик. — Он должен чётко понимать, чем сам сейчас должен заниматься и что в этот момент должны делать другие. Нужно следить, чтобы остальные не отлынивали и порой пинать тех, кто не вкладывается в сроки».


Так же крайне полезным качеством для исполнительного продюсера является умение анализировать, предсказывать возможные риски.

«Если известно, что у актёра слабость к алкоголю, то нужно сразу это учитывать. Желательно подселять к такому ещё кого-то, кто сможет его вовремя остановить от чрезмерного употребления спиртного. Ну, или если остановить не получилось, то хотя бы открыть дверь, чтобы актёра можно было вынести под холодный душ. У нас были ситуации, когда к пряному актёру было просто не пробиться, чтобы привести его в порядок. Приходилось ломать двери», — поясняет Павлючик.

Так же исполнительный продюсер должен ещё быть немного психологом. Видели сцену из сериала «Оттепель», где герой Михаила Ефремова уговаривает героя Павла Деревянко вернуться на съёмочную площадку? Такое в действительности порой приходится делать исполнительным продюсерам при работе с российскими актёрами.

Исполнительный продюсер компании «Приор» Ольга Полесицкая утверждает, что её коллегам приходится ещё и наличествовать завидной степенью стрессоустойчивости и уметь находить компромисс между всеми хотелками режиссёра и финансовыми возможностями генерального продюсера. Ещё полезно разбираться в юриспруденции и модных направлениях кинопроизводства.


«При производстве кино можно придерживаться лишь двух из трёх стремлений: дёшево, быстро, хорошо. Однако если был нанят неэффективный исполнительный продюсер то будет дорого, медленно и плохо», — говорит Анастасия Корецкая, директор COSMOS studio. В её компании есть специальная система оценки исполнительных продюсеров. Допустим, сообщают кандидатам, что намерены работать над фильмом про начало ХХ века, и спрашивают, каких бы художников-постановщиков он порекомендовал. Просят составить предварительный лимит затрат, а так же тестируют общие знания в вопросах кинопроизводства.

«Исполнительный продюсер должен ознакамливаться с большинством последних российских проектов, чтобы понимать, с кем можно эффективно сотрудничать, — уверена Корецкая. — И не только российских. Чтобы понимать, как лучше всего итог работы должен выглядеть».

Как стать исполнительным продюсером и куда двигаться после этого


Исходя из всего вышесказанного, сам собой возникает вывод, что для того чтобы стать хорошим, исполнительным продюсером нужно сперва освоить все стадии производства фильма. Большинство из специалистов данной профессии шли именно такой дорогой.

«Нужно хотя бы в качестве ассистента пройти через все профессии, дабы поминать, как должны работать члены съёмочной группы, а ещё нужны навыки ведения переговоров и умение выходить из кризисных ситуаций, иметь способности к самопрезентации», — суммирует Анастасия Корецкая.

Какие перспективы карьерного роста у исполнительного продюсера? К примеру, он может стать ведущим продюсером, который сам является источником контента. В Америке этим и занимается executive producers. Но в России такой класс специалистов отсутствует в индустрии. Однако эксперты убеждены, что очень скоро ситуация измениться. Впрочем, как бы там ни было, а эффективному исполнительному продюсеру, что умеет реализовывать впечатляющие проекты в рамках небольших бюджетов есть ещё куда стремиться. Это не тупик карьеры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*