Итоги фестиваля в Торонто. Какие тенденции и события заслужили внимание?

Сорок второй кинофестиваль в Торонто (его аббревиатура TIFF) закончился и самое время подвести итоги о том, какая атмосфера там царила, какие фильмы показывали и какие тенденции стали основными.

Кино и немножко нервно


Перед началом мероприятия в Торонто произошёл маленький скандал: генеральный директор фестиваля Пирс Хэндлинг, после 23-х лет пребывания на должности объявил об уходе. Мало у кого из руководителей таких фестивалей есть столь внушительный стаж. Во время 42-ого TIFF в атмосфере чувствовалась небольшая нервозность. Многие из решений Хэндлинга подвергались критике, а после завершения фестиваля канадская газета Globe and Mail опубликовала разгромную статью о нём.

История кинофестиваля в Торонто берёт начало в Каннах. В середине 1970-х в одном из баров на набережной Круазетт торонтский юрист Дасти Кол во время употребления алкоголя поделился мнением со своим другом Билли Маршаллом, экспертом по коммуникациям, что не плохо бы сделать какой-нибудь кинофестиваль в Канаде. Как и во всех правильных посиделках не обошлось и без третьего. Им стал бывший архитектор Хенк Вин дер Колк, занятый на тот момент вместе с Маршаллом продюсированием лент для администрации провинции Онтарио. В 1976 году трое организовали, первый «Фестиваль фестивалей» — мероприятие длительностью в неделю посвящённое смотру иностранных фильмов. Жителям Торонто это событие пришлось очень по душе.

Сейчас спустя четыре десятка лет TIFF имеет статус одного из важнейших кинофестивалей мира. Впрочем, оставлять за собой этот статус становиться всё сложнее, так как маленькие фестивали понемногу перетягивают одеяло на себя. К примеру, фестиваль в Теллурайде, штат Колорадо. Всё чаще премьеры значимых фильмов происходят в Америке, заставляя TIFF подписывать крупные проекты словами «канадская премьера».

Кто все эти люди?


Открыл мероприятие фильм «Борг/Макинрой», о противостоянии двух теннисистов, которое реально имело место быть в 1980 году. Режиссёр Янус Мец постарался сделать из сюжета про теннисный матч не привычную драму спортивной тематики, а глубокий психологический триллер. Кинематографистам по-прежнему нравятся реальные истории и биографии известных личностей. Таким образом, на экранах появились: Иосиф Сталин, Мэри Шелли, Уинстон Черчилль, Томас Эдисон, Уильям Марстон, Томми Вайсо, Молли Блум и Джефф Боумен.

У Джеймса Франко получилось сделать свой самый лучший фильм взяв за идею создание «горе-творцом» Томми Вайсо культового фильма «Комната». Аарон Соркин посчитал разумным начать свою режиссёрскую карьеру с экранизации автобиографии «принцессы покера» Молли Блум. Анджела Робинсон написала сценарий и срежиссировала ленту о создателе Чудо-женщины и детектора лжи Уильяме Марстоне, сосредоточившись на его «шведской семье» с женой и студенткой. Дэвид Гордон Грин сделал ленту о простом американском парне Джеффе Боумене, который лишился ног из-за теракта на Бостонском марафоне в 2013 году.


В каждом из упомянутых случаев историческая основа является лишь поводом для разговора. Хотя к прототипам режиссёры относятся весьма уважительно. Джеймс Франко с помощью Томми Вайсо поведал зрителям об исполнении мечты и невероятной любви к кинематографу. Соркин своей лентой про умную женщину, что организовала нелегальный покерный клуб, в очередной раз поднял тему о психологии власти. Грин показывает зрителям, что трагедия может изменить обстоятельства, но не обязательно меняет человека. Анджела Робинсок сконцентрировалась на нетрадиционной сексуальной жизни известной личности, стремясь вызвать у зрителей мысли о толерантности к многообразии форм любви.

Так же исторический материал стал основой и для четвёртого фильма Анджелины Джоли. Она вновь выступила режиссёром и продюсером ленты о человеческих страданиях в военное время. Некоторые из режиссёров обращались к личному опыту и вплетали события, которые сами пережили в сценарии драм. Египтянка Амр Салама вспомнила собственное детство, где одной из главных радостей было прослушивание подпольных аудиокассет с записями песен Майкла Джексона. Подростки были в восторге от этих произведений, а вот их консервативные родители злились. Норвежка пакистанского происхождения Ирак Хам отобразила в ленте как её в 14 лет силой увезли в Пакистан на перевоспитание, и таким образом сделала социальный хоррор.

«Оскар», скоро будет «Оскар»


Некоторые аналитики размышляют, какой из показанных в Торонто фильмов может стать претендентом на «Оскар». В некоторых номинациях всё очевидно, а в других — не совсем. «Форма воды» — слишком жанровый фильм, «Три билборда» тоже не слишком подходит для присуждения американской киноакадемей статуэтки за «Лучший фильм», но вот за сценарий ленту может, и номинируют. Так же номинации заслуживает Фрэнсис МакДорманд, превосходно исполнившая образ суровой и вместе с тем ранимой матери убитой девушки. Вуди Харрельсон и Сэм Рокуэлл тоже могут претендовать. «Тёмные времена» — чрезмерно английский фильм, но ни у кого нет сомнений, что Гари Олдмана за роль Уинстона Черчилля в этом фильме, как минимум получит номинацию.

Среди актрис кандидаток очень много. Роль в «Я, Тоня» может принести номинацию, как Марго Робби, так и Эллисон Дженни, что великолепно исполнила роль матери главной героини. Джессика Честейн вполне заслуживает на номинацию за роль в «Игре Молли». Сирша Ронан и Лори Меткаф, сыгравшие у Греты Гервиг в «Леди Птице» мать и дочь, тоже способны конкурировать на звание лучшей актрисы. Джуди Денч за драму «Виктория и Абдул» — безопасный выбор.

Индустрия дуется


К TIFF прилагается и кинорынок, на который съезжаются профессионалы со всего мира. Однако закупщики контента жалуются, что в последние три года покупать им в Торонто нечего. Независимое кино, что здесь демонстрируется, не имеет коммерческой ценности. В качестве примера закупщики привели известный фильм Ильи Найшуллера «Хардкор». STX Entertainment в сентябре 2015-го заплатила за картину рекордные $10 млн. но в прокате лента принесла лишь $16,8 млн., что совершенно не оправдало надежды по получению сверхприбыли. Среди прочих разочарований — «Мисс Слоун» с Джессикой Честейн и «Хоть раз в жизни» с Кирой Найтли, также проданные в Торонто.

Обычно в Торонто щедрость проявляют прокатчики независимого кино: The Weinstein Company, Focus Features и Fox Searchlight. Но в этом году ситуация изменилась. Главной причиной перемен стало увеличение влияния стриминг-гигантов Netflix и Amazon Studios, которые уверенно захватывают рынок независимого кино. Аналитик Variety видит стриминг-гигантов в образе акул из «Челюстей»: они постоянно кружат где-то рядом, стремясь быстро сожрать самый лакомый кусок мяса. В итоге остаётся лишь второсортный продукт, который не интересен для крупных прокатчиков.


Примечательная ситуация в ключе данной темы случилась с чёрной комедией «Я, Тоня». Критики ленту хвалили и на фестивале она завоевала второе место, но вот с её продажей оказалась заминка. Продюсеры отказали Netflix (который по слухам предлагал внушительную сумму), так как хотели, чтобы фильм попал в кинотеатры. Но прокатчики не собирались особо раскошеливаться на эту ленту. CBS Films ещё до премьеры не глядя предлагал $6 млн., но спешить соглашаться на это предложение продюсеры «Я, Тоня» не стали. И серьёзно пожалели об этом, так как после премьеры CBS Films понизил предложение до смешных $2 млн. В итоге фильм был продан новичкам на рынке дистрибуции Neon и 30West за $5 млн. Учитывая, как тепло фильм был принят на фестивале, очевидно, что CBS Films понизил предложение не из-за того, что лента показалась недостаточно хорошей. Дело совсем в другом. «Я, Тоня» изобилует насилием и цензурной лексикой, а значит, получит прокатный рейтинг R (16+), что значительно сократит аудиторию зрителей и как следствие — доходы прокатчика.

Fox Searchlight облажавшись с драмой о негре «Рождение нации» более не рвётся покупать фильмы, вместо этого студия предпочитает производить собственные. Победитель Торонто, фильм Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», а также победитель Венеции «Форма воды» и популярная среди некоторых критиков драма «Борьба полов» сняты Fox Searchlight.

Кинобизнес терпит перемены — это неизбежно. На данный момент прокатчики и студии не представляют, как им приспособиться в эру, когда продажи фильмов через интернет растут, а доходы с проката падают. Но они непременно найдут выход. Кино меняется. Помимо способов распространения контента так же меняются лица, как в кадре, так и за ним — женщин-режиссёров становиться всё больше, фильмов для женщин и о женщинах — тоже.

Женщины идут впереди


Художественный руководитель фестиваля Кэмерон Бэйли во время вручения наград заявил, что треть показанных на мероприятии лент были сняты женщинами. В прошлом году женщин-режиссёров отправивших свои работы в Торонто было 29%, а в этом уже 33.6%. Максимальное их количество было среди короткометражек — 42.4%.

В этом году женщины действительно было немало. Дебютные режиссёрские работы на фестивале представили актрисы Бри Ларсон, Молли Паркер и Грета Гервиг. Так же заявили о себе уже имеющие опыт женщины-режиссёры Хайфа Аль-Мансор, Анджелина Джоли, Клио Барнард, Лиза Лангсет, Дениз Гамзе Эргювен, Валери Фэрис, Ирам Хак, Сюзанна Уайт, Ди Риис, Мэри Хэррон и многие другие. Название ленты Сюзанны Уайт о художнице и правозащитнице на Диком Западе «Женщина идёт впереди» вполне бы подошло в качестве слогана всего фестиваля в этом году.


Сильные, независимые героини, часто встречались и в лентах режиссёров-мужчин: Молли Блум из уже упомянутого фильма «Игра Молли» Аарона Соркина, Элеанор Риз и Колетт Хьюз из «55 шагов», Диана Кавендиш из «Дыши ради нас» — список можно продолжать и продолжать. Да что там, посмотрите на фильмы-лидеры. Главную награду фестиваля получил фильм Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», о женщине в ярости, что ищет возмездия. Вторым фаворитом стала лента тоже про женщину «Я, Тоня», где Марго Робби сыграла «быдло на льду» — печально известную фигуристку Тоню Хардинг.

Милдред Хейс и Тоня Хардинг не походят на типичных героинь, они не пытаются понравиться зрителю, они жёсткие, не брезгуют сквернословием и решительны в действиях. Их недостатки, проступки и слабости становятся прочной основой для драматического сюжета. Ещё одной крайне примечательной лентой, где главная героиня — женщина, было детище Гильермо дель Торо «Форма воды». Фильм понравился и простой публике и профессиональным критикам, но, несмотря на это, не попал в список финалистов. Героиня Салли Хокинс изначально кажется слабой, но по сюжету она является крайне примечательной и своими действиями определяет судьбы других. Дель Торо отдельно отметил внешность актрисы, что исполнила главную роль. По его словам Хокинс несмотря на свой 41 год намного привлекательней большинства молодых американок.


Равенство равенством, а женщинам TIFF намерен предоставить преимущество над мужчинами. На фестивале была запущена кампания по сбору средств на проект Share her journey. В его рамках TIFF собирается выдавать гранты, а так же создавать особые мероприятия для поддержки женщин-кинематографистов. Перед каждым из показов была реклама этого проекта. TIFF намерен в течение пяти лет потратить на Share her journey 3 млн канадских долларов.

Выиграет ли искусство кинематографии от того, что в него заманят больше женщин? Вряд ли. Женщины порой снимают хорошие фильмы, но провалов у них ничуть не меньше чем у мужчин. Среди разочарований фестиваля можно назвать дебютную работу Бри Ларсон, первый англоязычный фильм турчанки Дениз Гамзе Эргювен, новый фильм Лизы Лангсет. Хотя были и хорошие ленты, детища Греты Гервиг, Ди Риис, Ирам Хак получили похвальные оценки. Как бы там ни было, а приход в кинематограф новых людей — это хорошо, так как потенциально может принести свежий взгляд, новые приёмы и раскрытие новых тем. Так что наверно всё же Share her journey полезная инициатива, пускай и феминистического характера.

Критиковать каждый может


Для жителей Торонто стали уже привычными огромные очереди на несколько кварталов и перекрытие улицы. Теперь они сетуют на стоимость билетов. В далёком 1976-ом, когда фестиваль только начинался, билет стоил 6 долларов, а сейчас цена колеблется от 28 до 35 долларов. И это за обычный смотр, желающие же смотреть ленту вместе со звёздами были вынуждены отдать от 48 до 59 долларов. Далеко не все фильмы были достойны таких денег.

Так же людям не нравились повышенные меры безопасности на показах с участием звёзд. Вещи зрителей проверяли с неимоверной дотошностью и в итоге каждый такой показ задерживался на 20 — 30 минут.

Лучше всего TIFF выругали в газете Globe and Mail. Там была напечатана большая статья, в которой подробно рассмотрены все проблемы мероприятия, что накопились за последние годы. Отдельно было упомянуто нежелание меняться.


В 1987 году Пирс Хэндлинг захотел построить для TIFF отдельное высотное здание, в котором было бы несколько залов различной вместимости, выставочные помещения, лекторий, магазины сувениров, архив, рабочие офисы и другие пространства для киноманов. Чертежи строения появились в 2003 году. На реализацию требовалась внушительная сумма — 196 млн долларов.

TIFF долго пришлось искать источники финансирования, а потом ещё дольше ждать постройки. Планировалось, что высотка будет готова за три-пять лет, но в итоге на это ушло все десять. За этот период мир кино потерпел изменения. Кинотеатры перешли с плёночных на цифровые носители, а зрители активно переходят с кинотеатров на стриминг-сервисы. В итоге небоскрёб TIFF Bell Lightbox жив по сути лишь две недели в году, в остальное время он пустует. Там порой показывают артхаусные фильмы, но жителей Торонто этот жанр не привлекает. Содержание постройки ежегодно обходиться TIFF в немалую сумму денег, которые фестиваль мог бы потратить на куда более полезные вещи вроде привлечения большего количества значимых премьер.


Выставочная составляющая TIFF тоже многих печалит. В 2016 году пресса слишком поздно узнала о сокращении персонала, что отвечают за выставки. Поначалу в TIFF Bell Lightbox планировалась экспозиция работ Гильермо дель Торо, но из-за различных проблем она переехала в художественную галерею Онтарио. В итоге фестиваль лишился солидных денег.

По мнению Globe and Mail программные директоры фестиваля не слишком разборчивы и пускают чрезмерно большое количество лент. Журналистам и представителям индустрии невозможно ознакомиться со всеми фильмами. В итоге пресс-службы небольших лент постоянно оказываются перед проблемой привлечения аудитории к своим проектам. Сколько достойных фильмов осталось незамеченными? Можно лишь догадываться.

Относительно скоро глава TIFF измениться. 43-й кинофестиваль, что пройдёт с 6 по 16 сентября 2018-го, будет последним при Пирсе Хэндлинге. Новому руководителю предстоит принять большое количество реформ, возможно и радикальных.

Десять премьер Торонто с высоким процентом свежести на Rotten Tomatoes

  • «Леди Птица» — 100%
  • «Я, Тоня» — 100%
  • «Форма воды» — 98%
  • «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — 97%
  • «Ферма „Мадбаунд“» — 97%
  • «Смерть Сталина» — 95%
  • «Сильнее» — 95%
  • «Горе-творец» — 93%
  • «Профессор Марстон и Чудо-женщины» — 93%
  • «Игра Молли» — 92%
  • Пять премьер Торонто со статусом «гнилых помидоров» на Rotten Tomatoes

  • «Погружение» — 14%
  • «Эйфория» — 14%
  • «Война токов» — 25%
  • «Магазин единорогов» — 38%
  • «Субурбикон» — 43%
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *