Что из себя представляет «Форма воды» — одна из самых популярных лент фестиваля в Торонто


17 сентября 1962 года немая Элайза Эспозито проснулась по будильнику поздно вечером, съела яйца, занялась мастурбацией в ванной, почистила обувь, навестила соседа-художника Джайлза и пошла на работу. Всё бы ничего, но работает она в закрытом государственном объекте, где с недавних пор находиться странное водоплавающее создание. Его поймал Ричард Стрикленд где-то на территории Амазонки. Там местные племена воспринимали амфибию за божество. Группа учёных возглавляемых Хоффстеттлером исследуют монстра и рассуждают над перспективам его отправки в космос. СССР к тому моменту уже отправляли в космическое пространство собак, так почему бы их не переплюнуть и отправить туда нечто во сто крат более экзотическое?

В Торонто ещё ни к одному фильму дель Торо не проявляли такого интереса как к «Форме воды». Желающих попасть на показ ленты было огромное количество, очереди в кинотеатры начинали формироваться за полтора часа до премьеры. Администрации фестиваля пришлось устраивать дополнительные показы для представителей прессы. Впрочем, беспрецедентным такой ажиотаж не является. В прошлом году точно так же все хотели ознакомиться с мюзиклом «Ла-Ла Ленд», который в итоге получил главный приз фестиваля.

Гильермо дель Торо хоть и родом из Мексики, но уже давно на постоянной основе проживает в Торонто, здесь его считают местным. В виду этого, а так же множества других причин «Форму воды» аналитики называли главным кандидатом на награду «Выбор публики» (самая высокая награда фестиваля). Впрочем, у ленты уже есть Гран-при из Венеции, так что фильм всё равно имеет необходимое признание.

Дель Торо неоднократно подчёркивал, что сценарий ленты писал специально под Салли Хокинс. Пик её популярности был во время выхода мелодрамы Майка Ли «Беззаботная». За главную роль в ленте Салли получила приз Берлинского фестиваля и «Золотой глобус». Потом её выдвинули на «Оскар» за роль второго плана в драме Вуди Аллена «Жасмин». В «Форме воды» она исполняет роль очень доброй и очаровательной женщины, которая способна растопить сердце даже чудовища. Стоит сказать, что в качестве этого самого чудовища в ленте выступает не создание из Чёрной лагуны, а Ричард, которого исполняет уже засидевшийся в злодейский амплуа Майкл Шеннон. Перед начальством и высшими чинами Ричард ведёт себя как сущий ангел во плоти, однако к коллегам и прочим людям он не знает жалости и готов переступать через людей ради достижения своих целей.

Цели у всех персонажей разные. Элайза мечтает петь, Ричард хочет тишины, Джайлзу нужна любовь, а Хоффстеттлер — мира между двумя сверхдержавами. По его мнению, СССР и США достигли бы невероятных высот, если бы сотрудничали и обменивались технологиями. А Создание мечтает о том, чтобы слушать музыку. Главной героиней в ленте является Элайза, но все остальные персонажи не очень-то и второстепенные. История и личность каждого вызывает интерес.


Часто когда речь заходит о «Форме воды» критики вспоминают «Человека-амфибию», но на самом деле режиссёр вдохновлялся «Созданием из Черной лагуны» 1954 года. Роль чудища исполнил Даг Джонс — друг Гильермо дель Торо который участвовал в таких лентах режиссёра как «Хеллбой» и «Лабиринт Фавна». В интервью он говорил, что для этой роли Гильермо требовал от него особой пластичности.

У Создания нет имени и это неспроста. Режиссёр дал объяснение этому нюансу: «Каждый видит в Создании что-то своё. Стрикленд — жуткую скользкую тварь, Элайза — кого-то кто поминает её сущность, Джайлз — невинность и красоту, Хоффстеттлер — символ загадочности природы. Я хотел, чтобы Создание было открытым для интерпретации». Сам Джонс изначально не предполагал, что основными его ролями в кинематографе станут злодеи и монстры. «В Лос-Анджелес я перебрался в 1985 году надеясь сделать карьеру в комедийных сериалах, — признался актёр на пресс-конференции в Торонто. — Я представлял себя в ролях забавных соседей, но потом познакомился с Гильермо и он посчитал, что мой рост, а так же опыт работы мимом лучше сгодятся для других амплуа».

Для роли Создания режиссёр требовал от Дага следующее: «Определённые качества он просил меня позаимствовать из Серебряного Сёрфера, роль которого я исполнил для «Фантастической четвёрки», а так же хотел чтобы во мне было кое-что от матадоров. Говорил, чтобы я сексуально водил бёдрами и в то же время был ловким и сильным как матадоры».


По своей сути фильм представляет собой вариацию на тему принцессы, которую спасает принц. Типичная сказка, но в данном случае не типичным образом обставлена. Здесь у нас принц в заточении и способен отгрызть пальцы человеку или откусить голову мелкому животному. А принцесса немая, но решительная и смелая. «Я не хотел делать очередную дибильную принцессу как в Диснеевских мультиках, — сказал дель Торо после премьеры в Торонто. — Я стремился показать настоящего человека. В «Хеллбое» прозвучала очень хорошая фраза: «Нам нравятся люди за их качества, но любим мы их за дефекты». В «Форме воды» я показал любовь».

Визуальный ряд ленты очаровывает и погружает зрителя во все цвета водных простор — от изумрудного до мрачно-чёрного. Оператора дель Торо нашёл себе ещё в конце 1990-х в Дании. Дан Лаустсен снимал для режиссёра «Мутантов» и «Багровый пик». Лаустсен работал и над другими примечательными по картинке лентами, среди которых «Братство волка» и «Сайлент Хилл». Благодаря его работе над «Формой воды» лента приобрела оттенок мистической истории.

«Действие фильма я сделал в 1962 году из-за Трампа. Он постоянно говорит, что сделает Америку великой. Когда его избиратели слышат данную фразу, то вспоминают именно 1960-е. Это было неимоверно крутое десятилетие, но только для белых англосаксонцев и протестантов. Для остальных американцев тогда ничего круторого не было».


Однако не ненависть к американскому президенту служила вдохновлением для создания фильма. Дель Торо хотел своим проектом сказать зрителям о вещах, которые к политике не имеют отношения. «Каждый день просыпаясь, пред нами встаёт выбор: страх или любовь. Очень важно выбирать каждый именно любовь, поскольку она является ответом на все вопросы. Может это и заезженно, но бляха-муха, любовь это, в самом деле, абсолютный ответ».

Гильермо трудился над фильмом шесть лет. Он с детства увлекался монстрами, поэтому не удивительно, что во всех его фильмах они получаются интересными. В заявлении для фестиваля Гильермо сказал следующее: «Сказки возникают, когда плохо, когда надежда исходит на нет. Мой фильм призван бороться с цинизмом. Сейчас люди начинают говорить о любови лишь в момент отчаянья. В остальные периоды нам страшно что, заведя о ней речь, мы покажемся наивными, слабыми и неискренними. Но это не значит, что любви нет. Она, как и вода — самая нежная и могущественная сила. Она обладает свободой и не имеет формы. Она заполоняет каждого, кто позволяет ей войти. Глазами её не увидеть, можно лишь ощутить сердцем. Сердце чует любовь во всех формах».

В кинотеатрах «Форма воды» появиться 18 января 2018 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*