Что из себя представляет «Аритмия» — фильм, взявший главный приз «Кинотавра»


Перед «Кинотавром» Борис Хлебников дал интервью, в котором сказал, что изначально с Натальей Мещаниновой намеревался создать романтическую комедию про молодую пару на грани развода, которая в виду обстоятельств вынуждена проживать вместе. Но потом сценаристы решили главных героев сделать медиками, что радикально изменило контекст и атмосферу истории.

Во время работы над сценарием Мещанинова проводила много времени с настоящими врачами скорой помощи, делая записи их разговоров, снимая на видео их посиделки, а так же проводя интервью и интересуясь чем, они довольны в своей работе, а чем нет. Помимо этого Мещанинова так же ознакомилась с изрядным количеством документальных лент про врачей и популярными сериалами на эту тему. Благодаря этому получилось создать весьма детализированный контекст, а главного героя из 25-летнего разгильдяя сделали самоотверженного врача скорой помощи Олега. Подходящего актёра на главную роль Хлебников подбирал месяц, но в конечном счёте взял Александра Яценко, с которым уже неоднократно сотрудничал. По словам режиссёра, характер Олега очень похож на Яценко, поэтому никакой другой актёр лучше его самого с этой ролью не справится.


Знакомство с главным героям начинается с его приезда на вызов чрезмерно мнительной бабушки, которая требует от врачей что-нибудь «от сердца», утверждая, что у неё сердечный приступ. Фельдшер попытался облагоразумить пожилую женщину заявлениями, что у неё кардиограмма лучше, чем у него самого, но это совершенно не помогает и она требует положить её в больницу. Олег, видя это, решил проявить хитрость и, говоря, что сейчас введёт ей «нанолекарство из Германии», просто выстрелил в неё из детского пистолетика. Это сработало, однако начальство подобные методы Олега совершенно не радуют. Его ждёт выговор, однако сегодня это будет беспокоить Олега меньше всего. Совершенно внезапно ему пришла тревожная SMS от супруги, врача приёмного отделения. Она больше не в силах терпеть его регулярные запои и предлагает развестись. Он согласен, но сразу разъехаться, возможности нет, и поэтому Олег теперь ночует на кухне, месте, где он любит пьянствовать. Каждый день на работе он сталкивается с проблемами. Некоторые пациенты не хотят лечиться, многие не доверяют врачам, а некоторые искренне желают умереть. Все эти ситуации вроде бы являются фоном к семейной драме между Катей и Олегом, однако благодаря документальной точности этот фон выглядит самым ярким и интересным, что есть в фильме.


«Главное чтобы в твою смену не умирали. Когда работают другие врачи – пациенты уже не должны тебя волновать. Главное что требуется от тебя, это доставка живого пациента в стационар, а там пусть он умирает, сколько хочет», — такое вот наставление даёт новый начальник главному герою. Олегу, а так же большинству его коллег данная идеология, конечно же, чуждая, ведь она во главе всего ставит не спасение пациента, а спасение своего рабочего места. Принципы Олега не позволяют быть столь эгоистичным. Более того, ради пациентов он регулярно идёт на нарушения правил, рискуя быть уволенным. Хотя порой кажущееся благим своеволие может привести и к трагическим последствиям, так же как порой циничный негодяй начальник может совершить что-то доброе. Герои «Аритмии», как и реальные люди, личности не однозначные.

В фильме есть кровь, есть и смерть. Эти качества присущи большинству лент аналогичной тематики. Однако фильм при этом имеет светлую, чувственную атмосферу. Не вызовет лента негативных эмоций и у сотрудников медицины. Для того чтобы все аспекты, касающиеся данной темы, выглядели достоверными, к работе над фильмом был привлечён в качестве консультанта Дмитрий Моисеенко. «Актёры чаще обращались к нему с вопросами, чем ко мне», — говорит Хлебников.


«Мы не машины, мы врачи», — говорит один из врачей скорой, когда узнаёт о новых, невыполнимых стандартах которые ввело начальство (до 20 минут на один вызов, отчёты через каждые 5 минут и тому подобное). А одна из медсестёр возмутилась запрету на романы между сотрудниками. «Ну и как я теперь мужика найду?» — задаёт она риторический вопрос. Начальство пытается заменить человеческие отношения инструкциями. Олег слишком живой, слишком эмоциональный и слишком преданный своей работе чтобы вписаться в новые правила. Он продолжает руководствоваться по большей части своими принципами, и продолжает злоупотреблять алкоголем.

Хлебников подчёркивает, что это фильм не о моральном выборе. И это действительно так. У главного героя практически нет выбора, а вот кризис у него есть, и он будет пытаться его преодолевать. Весьма необычно, что главные герои немногословны. Впрочем, их мимика, короткие реплики и даже глаза отражают в разы больше смысла, чем в большинстве надрывных диалогах российских драм.

Фильм длится два часа, и за это время настолько хорошо начинаешь понимать главных героев, что их дальнейшие действия и судьба в целом становятся предсказуемыми. Тем не менее, интерес не угасает. «Аритмия» является настолько убедительным, реалистичным фильмом, что думать о нём не прекращаешь даже после титров. Такие фильмы среди русского кинематографа не часто встречаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*