История киберпанка

Если спросить обычного зрителя, какой фильм он вспоминает, слыша термин «киберпанк», он, скорее всего, назовет «Матрицу». Хотя собственно киберпанка там мало. Ведь это — довольно узкий подвид научной фантастики, отражающий социальный упадок на фоне прогресса технологий и засилья глобальных корпораций…

Сны андроидов

В кино киберпанк закрепился примерно тогда же, когда о нем заговорили как об отдельном течении в литературном мире. Первым фильмом, который содержит в себе основные его признаки, считается «Бегущий по лезвию» (1982) Ридли Скотта. Хотя легший в основу ленты роман Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» написан еще в 1968-м и к соответствующему направлению все же не относится. Просто киношники при экранизации сместили акценты в сторону наиболее актуальных тем тогдашней НФ.

В том же 1982 году в Японии вышел дистопичный триллер «Взрывающийся город», где фигурировало сумрачное завтра, принадлежащее сражающимся друг с другом уличным футуристическим бандам. Именно он стал точкой отсчета для киберпанка в японском кинематографе, ныне являющемся законодателем мод в данном жанре.

Курьер в будущее

Увы, на фоне бурного развития компьютерных технологий вскоре стало заметно, что нарисованная фантастами картина стала резко расходиться с действительностью. И это происходило быстрее, чем появились убедительные спецэффекты для изображения будущего победившей виртуальной реальности.

Именно поэтому «Джонни Мнемоник (1995) с Киану Ривзом морально устарел чуть ли не в день своего выхода на экраны. Сейчас этот фильм про курьера, перевозящего в 2021 году в собственном мозгу данные объемом до 320 гигабайт, выглядит очень наивно. Современные хакеры должно быть ужасно веселятся, пересматривая эту архаичную фантазию, снятую по рассказу Уильяма Гибсона.

Вдруг выяснилось, что зрители, массово обзаведясь персональными компьютерами, поняли: киберпанки несостоятельны как пророки. Поэтому успехом в прокате пользовались картины, скорее относящиеся к поджанру техно-нуар или киберхоррор: «Робокоп» (1987), «Железо» (1990), «Газонокосильщик» (1992). А вот более близкие к канону «Странные дни» (1995) и «Нирвана» (1997) игнорировались!

Жизнь после Нео

Хотя в хитовой «Матрице» (1999) есть киберпанковские мотивы, по сути это совсем другой тип кино — боевик с элементами виртуальной реальности. Более понятный для геймеров, чем для ценителей футурологических прогнозов. И последовавшие за ним такие фильмы, как «Тринадцатый этаж» (1999), «Авалон» (2001), «Код 46» (2003), «Версия 1.0» (2004), «Крисалис» (2007), «Прошивка» (2009) уже не пользовались массовым успехом, так как очевидно расходились с тем, в каком направлении развивались технологии, и тем, как их развитие влияло на общество.

А вот в Японии киберпанк, переосмысленный на базе восточной философии, занял куда более широкую коммерческую нишу и обрел многочисленную аудиторию. Во многом этому помогло то, что в Стране восходящего солнца исключительно развита анимация, для которой малые бюджеты не являются серьезным ограничением в прорисовке масштабных картин грядущего.

Путь к сингулярности

Предтечей аниме-киберпанка стал, конечно, мультфильм «Акира» (1988) о Токио 2019 года, где орудуют классические банды хайтековских байкеров. Но настоящую революцию произвел «Призрак в доспехах» (1995) Мамору Осии — триллер про дистопичный 2029 год, в котором всеобщая киборгизация размыла границу между естественным и искусственным интеллектом, а отличие биологических процессов от технологических стало столь тонким, что поставило ребром вопрос о том, кого все еще считать бездушной машиной, а кого — уже полноценной личностью. То есть вопрос о достижении технологической сингулярности, когда научно-техническая революция перерождается в эволюцию — и исчезает разница между объектом и субъектом.

Неудивительно, что шедевр Осии получил продолжение — в виде аниме-сериалов «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (2003), полнометражного сиквела «Призрак в доспехах: Невинность» (2004) и еще ряда проектов. А сейчас в прокат выходит игровой голливудский ремейк «Призрака в доспехах» со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Так что киберпанк рано хоронить. И то, что мы принимали за его закат — возможно, лишь временное затишье перед настоящим расцветом.

30.03.17
© Елена Чекулаева

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*